Наталья Гришко
Отчёт по теме самообразования «Умственное развитие дошкольника посредством развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по теме самообразования :
«Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».
Тема самообразования «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» выбрана мною не случайно. Ведь всем нам известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания:
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развивают мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.
В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность.
В нашей группе большое разнообразие видов дидактических игр с математическим содержанием. Но большее внимание уделяется таким играм как: кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Зака. По моему мнению, именно эти игры учат детей понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках; способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.
Игротека расположена в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. 4-е изд., М: 1994.
2. Финкельштейн Б. Б. «Счётные палочки Х. Кюизенера» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера, для детей 3 – 10 лет, СПб, «Корвет»
3. Зак А. З. Как гусеница и муравей в гости ходили. Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого университета, 1991.
4. Логические блоки Дьенеша.
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
1. Mail.ru
2. Yandex.ru
3. Dohcolonoc.ru
Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями: практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме, малая осведомленность педагогов.
Перед тем как начать работать с детьми по данной теме, мною были поставлены следующие задачи:
• познакомить детей с данными играми, развить интерес к играм;
• формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации;
• развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через логические операции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и создание интереса к поставленной задачи.
В работе с родителями я использовала следующие формы:
родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами математического развития данного дошкольного возраста;
консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;
домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
открытые показы занятий по математике, как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребенка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Для своих коллег мною были проведены консультации, выступления на педсовете, которые познакомили их с развивающими играми, значением развивающих игр в жизни ребёнка. В апреле был проведён мастер – класс, где было продемонстрировано, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие, а главное математические способности у детей с использованием развивающих игр. В начале и в конце года были проведены открытые занятия с использованием технологий Никитина, Зака, Кюизенера и Дьенеша.
Проводимая работа дала положительный результат.
• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);
• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
Планирую на следующий год продолжить работу. Год будет самым напряженным и ответственным в силу того, что предстоит подготовить каждого ребенка к обучению в школе.
Продолжая работу по теме, я наметила для себя как первоочередную – задачу развития творческих способностей воспитанников. Кроме этого есть задумка по поддержанию доверительных взаимоотношений с теми родителями, которые были активны в предыдущий период, и вовлечение родителей, оставшихся в стороне по разным причинам. А это подразумевает состязания, вечера досуга детей и родителей на основе логико-математических игр. Реализуя поставленную цель, в конечном итоге, будут обеспечены равные возможности каждому дошкольнику для успешного обучения в школе.
Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.