Лучший педагог года

Опыт работы «Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности»

Гульназ Асхадуллина
Опыт работы «Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности»

Воспитатель: Асхадуллина Гульназ Ильдусовна

Такая проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста сейчас очень актуальна.

Понятие экологической культуры соединяет в себе:

- знание основных законов природы;

Публикация «Опыт работы „Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности“» размещена в разделах

- понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с родной природой руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности;

- стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования;

- выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно—волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

3. Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

Задача педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию дошкольников. Начиналось все с установления контактов с детской библиотекой, историко-краеведческим музеем. Тогда же мы приступили к созданию условий для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического воспитания для применения в работе с детьми разного возраста. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду : "Детство", "Радуга", "От рождения до школы», «Из детства в отрочество»; программа экологической направленности : "Юный эколог".

Элементы этих программ внедряем в нашу работу. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива. Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашей образовательной организации. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, мы, прежде всего, стараемся пробудить интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Дети старших групп с удовольствием помогают ухаживать за растениями. Малыши приходят играть в песочницу, круглый год узнают различные свойства песка. Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это : родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы, ведение экологических дневников. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Совместно мы провели акции "Посади дерево!", "Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка". В нашей дошкольной организации дети вовлекаются в разные мероприятия. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.

Организация работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в детском саду

Цель младшего дошкольного возраста-заложить 1-ые цели в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, гарантировать представление первоначальных связей в природе, понимание надобности 1-го или 2-ух условий для их жизни. Ведущей деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников считаются не один раз повторяющиеся воспринимающее обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предполагается им на экзамен, в который учитель включает как можно больше содержаний. Дети выбирают натуральные овощи, фрукты, гладят и рассматривают их, сжимают, нюхают, пробуют на вкус, слушают, как они звучат или шелестят, т. е. осматривают их всеми сенсорными методами. Каждое ощущение обозначается словом педагог просит детей повторять за ним.

Главную роль в знании малышами объектов природы играют практические имитирующие действия, когда воспитатель показывает руками форму, размер, высоту или же длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз либо кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Воспитатель осмотрительно вводит игру как метод экологического воспитания. В данном возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не считается ведущей деятельностью, потому для педагога стоит задача отобрать для игровых обучающих ситуаций обыкновенные и хорошо известные образы, игровые действия и слова, через которые будет сформулировано экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок "Зайкина избушка", «Волк и семеро козлят» «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Технология экологического воспитания младших дошкольников содержит последующие составляющие:

• различные циклы исследований в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними растениями). Любой из групп включает 3-5 наблюдений и дает возможность детям получить 1-ые определенные знания об этих объектах природы;

• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за атмосферными действами, которые сопровождаются каждодневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые укрепляются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются рисунки;

• общая деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети присоединяются к трудовым делам и осмысливанию их значения для живых существ;

• рассказывание и обставление народных сказок, рассматривание картинок в книгах;

• проведение экологических занятий 1 раз в 2 недели;

• проведение экологических досугов.

Технологии для детей в возрасте 3 и 4-ого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий

Дошкольники 5-ого года жизни различаются от детей физическими и психическими способностями. Главной индивидуальностью данного периода считаются становление сюжетно-ролевой игры, большой энтузиазм детей к ней. Собственно поэтому воспитатель может больше применять ее в эколого-педагогической работе, что гарантирует не плохое изучение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

• Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет последующие структурные компоненты:

• Циклы исследований за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на воспринимающей основе развивать определенные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в долговременном контакте;

• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

• общая деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, создающая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию нужных условий жизни для них; формирующая нравственные качества детей, осознанное понимание надобности трудовых операций;

• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы, что формирует высоконравственные качества детей, их готовность практически посодействовать птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок укреплять эти представления в календаре;

«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это помогает развивать наблюдение детей, их способности замечать изменение растущего растения, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в игровых обучающих ситуациях; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);4еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды игровых обучающих ситуаций, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Начиная со средней группы через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный основа. Для предоставленной группы подобный стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, книгам Чарушина просто отдается преимущество, так как они содержат вразумительные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя вызывают детей к личному творчеству на базе воспоминаний о природе, активизируют формирование литературных и художественных возможностей.

Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно кропотливо готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заблаговременно обдумывает все игровые способы, методы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Подобная кропотливая подготовка обернется неплохой игрой, высоким чувственным жизнедеятельностью детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений

Дети 6-ти летнего возраста отличаются еще немалыми физическими и психическими способностями, нежели дети средней группы. Они осваиваются основными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся труднее и массивнее, в игре они отражают не только поступки и операции с предметами, но и отношения между людьми. Дети правильнее понимают речь взрослого, маленькое (особенно с помощью пиктограмм) выражение предметов и явлений; начинают анализировать, делать выводы, строить гипотезы. Все это дозволяет затруднить содержание экологического воспитания.

Технология эколого-педагогической работы с детьми данного возраста имеет и сходство, и различие от системы предыдущего года. В ежедневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, к примеру за птицами, прилетающими на кормушку. Наблюдения данных циклов содержат не только простые сведения о том, что животные кушают, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней.

«Огород на окне», выращивание 2-ух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в различных условиях, еженедельные наблюдения за ними и изображения в календаре. Это формирует внимательность детей, их дееспособность подмечать конфигурации растущих растений, познавать смысл неодинаковых условий для их роста.

Подобные наблюдения - не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это распознавание того, как люди (воспитатель, дети) должны обращать внимания на их состояние, по каким признакам замечать их заболевание, как творить более удобные условия жизни, т. е. как разумно и аккуратно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений сливают компоненты интеллектуального и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем получают определенные знания, которые гарантируют развитие единственно верного, действенного отношения к живым существам.

Это же самое касается к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются характерные черты взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей вескости проводятся простые опыты (к примеру, лук выращивается 3-мя разными методами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в подходящих условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его надобностям.

В течении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные действие природы. Огромную роль в их интеллектуальном формировании играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир предоставленного периода данного сезона, значками-пиктограммами - параметры погоды, цветом - дни недели.

Подобными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и созреванием огородной культуры - они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Замечая зимой за пернатыми, дети каждый день в момент ведения календаря ставят в соответственных графах картинки с рисунком тех птиц, которых они видели во время прогулочки, а затем выносят общую картину в маленький план - «галочками» разного цвета (т. е. символами) означают птиц, которые прилетали на подкармливание, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель запрятывает, а в календаре остаются их «следы» - многоцветные галочки.

Каждый день, начиная с октября, исполняется общая деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению прямых обязанностей дежурных. Значительно, что каждые 3 ребенка помогают воспитателю не менее 3-х дней подряд - за это время они начинают осмысленно относиться к делу, получают знания, некую независимость.

Новой формой работы считаются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы : «Зеленая елочка - живая иголочка» (с начала декабря до середины января, «Украсим Землю цветами» (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым мероприятиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами). В декабре «берет старт» «Панорама добрых дел» - обще-групповое панно, в котором представлены все хорошие поступки каждого ребенка, это как бы «материализованная» значками нравственность каждой маленькой личности. Дети видят на панно себя и других (фотографии, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличной оценка их поведения взрослыми и детьми - это начало формирования чувства достоинства, которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панораму» воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть время осознать, понять, отреагировать на нее, преднамеренно изменить свое поведение.

Анализируя итоги, мы пришли к выводу, что создание у детей экологической культуры, более оперативн о, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда сделаны обстоятельства, при которых познан ий приобр етен н ые ранее, стают нужные им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Экологически направленная энергично позволяет дошкольн икам овладеть умение правильно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношен ия к миру, что придает его деятельности гуманн ый характер. И воспитывает бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группеОпыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».Описание материала: данная работа.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности»
Опубликовано: 16 октября 2021 в 20:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экологическое образование детей дошкольного возраста в проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Асхадуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД