Елена Комарова
Экологический проэкт «Природа-наша жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
1. Пояснительная записка
Планета Земля — наш общий дом, наша жизнь. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы.
Публикация «Экологический проэкт „Природа-наша жизнь“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека, без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем
не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность.
В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать
у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные –будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. М. Пришвин
Тип проекта: среднесрочный, познавательно-экологический, исследовательский.
Реализация проекта: с 01.02.2021 по 14.05.2021.
Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы 4-5 лет, родители.
Проблема:
Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния «экологической катастрофы». Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности, выстроенной согласно датам. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенностью детей и родителей
в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные результаты. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению по охране природы, во взаимодействии с окружающим,
с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Практическая значимость проекта:
Данный проект поможет заинтересовать детей и родителей неравнодушных к природе и даст возможность задуматься над своим отношением к миру вокруг нас. Ведь каждый может внести свой вклад и помочь сохранить нашу прекрасную природу!
Направления деятельности:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение мира природы, связанное с практическими делами (содержание в чистоте уголка природы и игровой площадки, забота о живой природе).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
2. Цель:
Ознакомление с разнообразием живой природы. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3. Задачи
Обучающие задачи:
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
расширять представления детей о лесе и его обитателях;
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности;
познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями, занесенными в нее.
Развивающие задачи:
развивать экологические представления;
развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому на Земле.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие.
4. Методы и формы работы:
Наглядные методы: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, картинок, наблюдения.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, заучивание пословиц и поговорок, стихов, загадывание загадок.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.).
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей (лепка, аппликации, рисование); изготовление наглядных пособий (лепбук, папки передвижки и т. д., проведение физкультминуток, пальчиковых гимнастик, экскурсий, целевых прогулок.
Демонстрационный материал:
Картинки и иллюстрации на заданную тему, телевизор, магнитофон, уголок экологической направленности, игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Материально – техническое обеспечение.
Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарии развлечений и т. д. Подборка методической литературы.
5. Ожидаемые результаты:
Дети:
Дети понимают необходимость бережного, заботливого, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Обеспечение проектной деятельности
Используемая литература:
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.», 2008.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», 2002.
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду», 2016.
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог», 2016.
I. ПЛАН–ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ (деятельность в рамках проекта) :
1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
1. Мониторинг знаний детей.
2. Анкетирование родителей.
3. Беседа с родителями об их участии в проекте «Природа-наша жизнь»
4. Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по данной теме.
5. Изучение литературы.
6. Подготовка материала.
7. Разработка учебно-тематического плана.
8. Создание условий для организации работы.
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ
Тема
сроки проведения
ФЕВРАЛЬ
«Мир комнатных растений»
01.02-05.02.2021
Айболит в гостях у детей
(Огород на подоконнике)
08.02-12.02.2021
«Птицы»
15.02-19.02.2021
«Путешествие по зимнему лесу»
24.02-26.02.2021
МАРТ
«Посещение зоопарка»
01.03-05.03.2021
«Наши питомцы»
09.03-12.03.2021
«Вода»
15.03-19.03.2021
«Против мусора и грязи»
22.03-26.03.2021
АПРЕЛЬ
«Весна в лесу»
29.03-02.04.2021
«Как человек охраняет природу»
05.04-09.04.2021
«Экологическая тропа весной»
12.04-16.04.2021
День Земли
19.04-23.04.2021
МАЙ
«Прогулка к пруду»
26.04-30.04.2021
Наблюдение Зеленая Аптека «Собираем листья мать-и-мачехи»
04.05-07.05.2021
«Насекомые»
11.05-14.05.2021
3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Проведение НОД, развлечений, досугов.
2. Обработка и оформление материалов проекта (презентация)
3. Оформление выставки детских рисунков (участие в конкурсах).
II. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЁТНОСТЬ
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки. Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно
к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья
не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе.