Мария Кириллова
Экологический проект в подготовительной группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 18 «Рябинка»
Экологический проект в подготовительной группе «Лес — наше богатство»
Подготовила
воспитатель: Кириллова. М. Н.
Южноуральск 2018
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Экологический проект в подготовительной группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее экологическое образование детей дошкольного возраста.
Так как экологическое направление имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. В нашем семейном детском саду наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Вид проекта :
Познавательно - информационный
Долгосрочный, групповой комплексный.
Образовательная область Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей 1. Социально - коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;
3. Художественно - эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
4. Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря
Участники проекта :
• Дети дошкольного возраста.
• Родители, законные представители воспитанников.
• Педагоги ДОУ.
Сроки реализации: учебный год.
Актуальность: Мы живем в очень красивом и живописном уголке нашей области. Вековые сосновые боры окружают живописные озера. В лесу произрастают редкие виды растений. Воздух в лесу чистый, целебный – не надышишься. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления малышей и их родителей о зелёных друзьях, которых надо беречь и сохранять, научаться соблюдать правила поведения на природе.
С этой целью был разработан экологический проект «Лес – наше богатство», который позволил расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе.
Цель Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле.
Задачи: Обучающие:
• Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях;
• Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
• Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
• Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности.
• Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых
• Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
• Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Методы и приемы работы с детьми Наглядные, словесные, игровые, практические
Формы реализации проекта : НОД, наблюдения, исследования, экспериментирование, лепка, аппликация, рисование, наблюдения, целевые прогулки, индивидуальная работа с детьми, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о природе, работа в книжном уголке, тематические выставки работ, взаимодействие с семьей.
Виды детской деятельности Познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная,
музыкально - художественная, коммуникативная, восприятие
художественной литературы.
Условия реализации проекта Информационно – методические.
• Методический инструментарий: картотека игр, конспекты
занятий, сценариев развлечений и т. д.
• Подборка художественной литературы.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
• Фильмы о природе
• Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Материально-технические:
• Материал для художественного творчества:
Пластик, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Этапы проведения проекта.
I этап: Организационный:
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта;
• Подбор нагладно – дидактического, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе;
• Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
II этап.
Подготовительный
• Разработка проекта;
• Организация деятельности по реализации проекта;
• Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач
• Оказание помощи детям в объединении в группы и распределение ролей
• Составление плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью
- определить источники информации,
- подобрать материалы и оборудование для работы,
-какими предметами научиться работать для достижения цели
3 этап: Основной
Мероприятия сроки участники
Беседа с детьми «Что такое лес» .
Ознакомление детей с художественной литературой Рассказ Г. Скребицкий «Лесной голосок». Воспитатели, дети.
Познавательно – развлекательное мероприятие «Семик»
Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Сосновского края, представителях флоры и фауны);
Взаимодействие с родителями: Информация для чтения «Учите детей любить природу»
Беседа с детьми «Какую пользу приносит лес»
Презентация о правилах поведения «Берегите лес» Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края)
Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность – рисование «Берегите лес от огня»
Взаимодействие с родителями: Индивидуальные беседы в вечерние часы «Правила поведения в лесу»
Беседа с детьми «Интересные факты о лесе и его обитателях» Дидактическая игра «Лесные слова» Поход в парк «Цимлянское» Август 2017 Воспитатели Дети
Взаимодействие с родителями: рекомендации «Правила безопасности в лесу»
Ознакомление детей с художественной литературой рассказ М. Пришвина «Листопад»
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Дубовая роща» и беседы по ее содержанию.
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе);
Дидактическая игра «Какой у тебя листочек»
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про осень
Рассматривание картины Э. Грабарь «Рябинка» и беседы по ее содержанию.
Квест игра «В поисках сказочного дерева».
Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);
Дидактическая игра «Какое время года в лесу»
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» и беседы по ее содержанию.
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про зиму.
Познавательное занятие по ручному труду «Защитим ёлочку»
Викторина «День леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);
Творческое рассказывание «Прогулка по участку детского сада» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы, называть деревья, развитие речи);
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе) Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет).
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок.
Составление альбома «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу);
Лепка «Весенний лес»
Аппликация «Лес в разные времена года»
Консультация для родителей «В союзе с природой»
Дидактическая игра «Лес в разные времена года»
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Цветущие яблони»» и беседы по ее содержанию.
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу);
Взаимодействие с музыкальным руководителем музыкальные занятия, утренняя гимнастика под музыку, музыкальные праздники развлечения, прослушивание «Голоса леса» в музыкальном – поэтическом сопровождении Е. Кочесткова «Дерево», «Дуб» и «Береза»
И. Токмаковой В течение реализации проекта Воспитатель, музыкальный руководитель, дети
Взаимодействие с инструктором ФИЗО физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, подвижные игры на развитие физических качеств В течение реализации проекта Воспитатель, инструктор ФИЗО
Ожидаемый результат: Дети:
• Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как
одном из условий существования жизни на Земле;
•Знают правила поведения в природе;
•Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе, сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
•Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше
узнать об особенностях своего края, леса.
•Развита связная речь, обогащен словарь детей.
•Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
•Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного
отношения к природе, желание её беречь и охранять.
•Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Родители:
•Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию природы родного края;
•Понимают важность бережного отношения к лесу.
•Понимают необходимость формирования у детей старшего
дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
•Расширен кругозор экологических знаний.
Заключение Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. У всех участников проекта пробудился эмоциональный всплеск и восхищение природой и её обитателями.
Дети и взрослые пополнили свои знания о деревьях нашего края. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. К этой работе были привлечены все члены семей воспитанников детского сада. Системная деятельность детей и взрослых формирует у всех участников проекта ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Дети и взрослые стали более внимательными, увлеченными, активными в изучении природы родного края!
Ожидаемый результат: Дети:
• Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как
одном из условий существования жизни на Земле;
•Знают правила поведения в природе;
•Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе, сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
•Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше
узнать об особенностях своего края, леса.
•Развита связная речь, обогащен словарь детей.
•Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
•Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного
отношения к природе, желание её беречь и охранять.
•Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Родители:
•Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию природы родного края;
•Понимают важность бережного отношения к лесу.
•Понимают необходимость формирования у детей старшего
дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
•Расширен кругозор экологических знаний.
Заключение Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. У всех участников проекта пробудился эмоциональный всплеск и восхищение природой и её обитателями.
Дети и взрослые пополнили свои знания о деревьях нашего края. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. К этой работе были привлечены все члены семей воспитанников детского сада. Системная деятельность детей и взрослых формирует у всех участников проекта ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Дети и взрослые стали более внимательными, увлеченными, активными в изучении природы родного края!
Список используемой литературы:
1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 10-15. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель,2008 – 157 с. Вартман О. Ю., Волгина В. С., Зюбина В. В. Экологическая азбука : Книжка-расскраска/ Под обш. ред. Т. А. Серебряковой. – Н. Новгород, 2009.-60 с. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.