Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в подготовительной группе
«Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Публикация «Экологический проект в подготовительной группе „Дом под крышей голубой“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
В. Орлов
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание – это, прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе, я поставила цель: сформировать у детей экологические представления, воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.
Наметила следующие задачи:
1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.
2. Формировать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.
4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.
5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.
Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой».
Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.
Длительность – 1 год.
Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта, обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания.
Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы:
Сентябрь «Родной планеты уголок»
Октябрь «В мире животных»
Ноябрь «Витамины круглый год»
Декабрь «Такие разные деревья»
Январь «Птицы – наши друзья»
Февраль «Волшебница-вода»
Март «Невидимка-воздух»
Апрель «Планета в опасности»
Май «Живая земля под ногами»
Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм:
познавательные занятия и беседы с детьми,
чтение художественной литературы о природе,
экскурсии и наблюдения,
опытно-экспериментальная деятельность,
природоохранные акции,
художественно – продуктивная деятельность.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки).
Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии. Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.
Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.
Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.
На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.
После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу: как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.
Некоторые опыты напоминают детям «фокусы», они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.
Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.
В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»
В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды». Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение).
С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки, проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически-безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.
К норвежской выставке изготовили художественный коллаж «Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли». В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.
Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!». Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками:
-«Давайте станем дружно природу защищать,
не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»
-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,
чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»
-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»
В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе: «Берегите природу!», «Вырубка деревьев запрещена!», «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.
Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций, направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях:
«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.
«Ёлочка – зелёная иголочка». В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.
«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли». Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.
«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.
Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.
Вывод
В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.