Елена Тарасенко
Экологический проект «В гостях у природы» во второй младшей группе
Экологический проект "В гостях у природы!"
во 2 младшей группе
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно - исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: открытый, детско – взрослый, фронтальный.
По составу участников проекта : дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Публикация «Экологический проект „В гостях у природы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
По времени проведения: краткосрочный (6 недель 18.05 – 26.06)
По характеру контактов: в рамках детского сада.
Образовательная область: «познавательное развитие»
Целеполагание.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе
с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:
- насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы,
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т. д.);
2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;
4. Владеть обобщающими понятиями;
5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.
I этап проекта.
Подготовка к внедрению проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации.
4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.
5. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
Дидактические игры по теме проекта;
Сюжетно-ролевые игры, игры - ситуации;
Отгадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Оздоровительные игры: пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, самомассаж, гимнастика после сна;
Экскурсии;
Наблюдение;
Поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации;
Трудовая деятельность.
Творческая деятельность.
Просмотр презентаций.
Развивающие образовательные ситуации.
Организация самостоятельной деятельности детей:
Раскрашивание раскрасок и рисование по трафарету «Цветы», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Животные» и т. д. ;
Рассматривание картин, альбомов, папок, плакатов по теме проекта;
Настольные и дидактические игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Наблюдение.
Работа с родителями:
Консультация «В союзе с природой».
Консультация «Зеленый мир на окне».
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)».
Консультация «Ребенок на даче»
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Основной этап реализует следующие темы:
Май:
3 неделя: «Есть у солнышка друзья»
4 неделя «Шестиногие обитатели планеты»
4 неделя «Зеленые друзья»
Июнь:
1 неделя «Зеленые друзья»
2 неделя «Мир вокруг нас»
3 неделя «Расцвело ромашками лето»
4 неделя «Вкусные дары лета»
Формы и методы реализации проекта :
Формы: наблюдения; беседы; экскурсии, ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные и музыкальные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки; наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, поисково - исследовательская деятельность, трудовая деятельность, эксперименты; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
II этап проекта.
Работа над проектом.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры: «Лесная больница», «Аптека», «Магазин», «Цветочный магазин», «Зоопарк».
Беседы: «Чему нас учит солнце», «Чудо радуга», «Небесная вода», «Воздух», «О зоопарке», «Что тебе нравится в природе?», «Что появляется первым на участке?», «Украшение нашего участка», «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Почему нельзя рвать цветы?», «Кто ухаживает за цветами?», «Что растет в лесу, огороде?», «Бабушкины рецепты (лекарственные растения)», «Комнатные растения», «Кто же такие зеленые друзья?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Таинственный мир насекомых», «Такие разные семена», «Почему ягоды так назвали»», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке»,
«Вкусные и полезные витамины на даче», «Животные наши друзья» и т. д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Сложи цветочек», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Полезно-вредно», «Разложи картинки по порядку», «Я знаю», «Кто летает, а кто ползает?», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Найди растение по описанию», «Собери радугу», «Что где растет?», «Что для чего?», «Какое варенье?», «Что есть у растения», «Назови плод», «Вершки или корешки», «Угадай на ощупь», «Собери букет», «Найди пару»,
Дидактические упражнения: «Преврати круг в солнышко (часы, яблоко и т. д.)», «Сложи травку из палочек», «Расскажи, о чем шепчет травушка - муравушка», «Покажи и расскажи Айболиту о зеленых жителях уголка природы».
Настольно – печатные игры: «Разрезные картинки», «Кому что нужно»,, «Кто где живет», «Овощи, фрукты, ягоды», «Цветочная поляна (лото)», «Собери цветы (разрезные картинки)», «В лесу», «Сложи птиц, зверей (кубики)» и т. д.
Игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Травка - муравка», «Лягушата на болоте», «Где ночует солнце», «Кто из нас, из овощей…», «Ветер - ветерок», «Чьи детки?», «Зоопарк», «Солнышко, появись», «Лети, мотылек», «Дружные соседи (птицы)», «Будем мы трудится».
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу», «Зеленый ковер», «В какие игры можно играть на траве?», «Все ли спят на Земле», «Что можно увидеть в лесу», «Что такое лекарственное растение?».
Театрализация: «Ребята и зверята», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке», «Прогулка по лесу», «Собираемся в гости к Лесовичку», «Спор овощей», «Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Птенчик», «Дождик капает по крыше», «Ветерок».
Экскурсия: «Зеленый детский сад», «Шестиногие малыши», «Птицы к нам прилетают», «Цветы и цветочные клумбы детского сада», «Природа в ожидании лета».
Трудовая деятельность: «Посадка цветов», «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Безопасность: беседа «Я знаю, что можно, что нельзя».
Развлечение: «Березонька растет», «Жук отправился в полет».
Познавательное развитие НОД «Социальный мир» - «Что можно купить в цветочном магазине», «Таблетки растут на ветке».
НОД «Мир природы» - «Сравнение дерева с кустарником», «Шестиногие малыши», «Цветы на подоконнике», «Сажаем цветы на клумбе».
НОД «Развитие математических представлений» - «Путешествие», «Путешествие по морю».
Просмотр презентаций
Рассматривание папок: «Животные России», «Лекарственные растения», «Садовые цветы», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Насекомые».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Прятки с водой», «Легкий и тяжелый (свойства мокрого и сухого песка)», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок», игры и эксперименты по разделу камни, песок, вода, воздух и др.
Опытно – исследовательская деятельность: «Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды», «Веселый зоопарк», «Когда поспеет ягода», «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».
Проблемная ситуация: «Кто такие зеленые друзья», «Как узнать березу», «Какие изменения произошли в природе?», «Игрушка потерялась в песке, надо ее найти», «Что мешает расти цветам», Цикл «Уроки экологии» - «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Экологический светофор», «Экологическая тропинка», «Комнатные растения».
Тематические прогулки, наблюдения: «Не обижайте муравья», «Что можно делать с песком», «Спит ли Солнце». «Солнышко на траве», «Насекомые на участке», «Цветники и цветочные клумбы», «Ветер», «Солнышко», «Деревья и кусты», «Птицы нашего сада».
Речевое развитие НОД «Развитие речи» - «Здравствуй лес», «Овощной магазин», «Замечательные цветы».
Сказки: В. А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Птенец выпал из гнезда» «Стыдно перед соловушкой», Т. Холкина «», Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л. Г., из детского журнала «Колобок» сказки – «Колобок и загадки Бабы - Яги», «Колобок в гостях у цветочной феи», «Как колобок варенье варил», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Загадки: о птицах, животных, цветах, насекомых, деревьях, явлениях природы.
Пословицы и поговорки: о птицах, животных, цветах, насекомых.
Художественно – эстетическое развитие НОД «Художественное творчество. Рисование» - «В нашем саду растут витамины», «Зеленое царство», «Одуванчик золотой».
НОД «Художественное творчество. Лепка» - «На деревьях я живу, листья сочные жую», «Улитка».
НОД «Художественное творчество». Аппликация «Расцвела сирень в саду», «Лес полон загадок и чудес» (коллективная аппликация).
«Конструирование» : «Звери (лего)», «Заборчик вокруг клумбы», «Бабочки (оригами)».
Музыка: Развивающая образовательная ситуация «Солнышко», «Мишка», «Жук», «Птицы прилетели».
Музыкально – ритмические движения: «Танец с цветочками».
Хороводные игры: «Овощной танец», «Веселый хоровод Весны - красны», «Вейся венок» и др.
Прослушивание музыкальных произведений:
«Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
«Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т. д.
Выставка детских рисунков «Лебеди на озере!», «Необыкновенные цветы», «Одуванчик на лужке».
Продуктивная деятельность: «Ягодка за ягодкой», «Солнечные зайчики», «Жучки – паучки в траве», «Одуванчик вместе с ветром улетел» (рисование, «Арбуз», «Цветок» (лепка, «Ромашковое поле», «Божья коровка» (аппликация, «Лебеди» (конструирование из природного материала).
Раскраски, шаблоны, трафареты, печатки.
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики «Солнышко - колоколнышко», «В лесу», «На болото», «В горах».
НОД «Физическая культура» - «Ехали, ехали к солнышку приехали», «Птички - невелички», «В лесу», «На зеленой травушке».
Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Подвижные игры: «Гриб, дерево, ягодка», «Ваза, тарелка, корзина», «Солнечные зайчики», «Цветок», «Зайка выйди в сад», «Улей», «Надуй шарик», «Беги к тому, что назову», «Садовник», «Жуки», «Огуречик», «С султанчиками», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т. д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики», «Чудные птицы», «Жучок», «Цветок», «Здравствуй солнце золотое», «Посадим цветы».
Гимнастика для глаз «Сел медведь на бревнышко», «Дятел» и др.
Массаж: «Дождик», «Жук», сухой бассейн и т. д.
Динамические упражнения: «Хомка», «Божья коровка», «Васильки» и др.
Дыхательная гимнастика: «Веселые рыбки», «Ах, как ахнет!», «Подуй на цветок», «Бабочка» и др.
Работа с родителями Анкетирование «Дружите вы с природой?», «Экологическое образование в семье»
Консультация: «В союзе с природой», «Зеленый мир на окне», «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)», «Ребенок на даче», «О летнем отдыхе детей», «Маленькими шагами в прекрасный мир».
Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».
Методические рекомендации: «Детям о природе», «Во саду ли в огороде».
Памятка «Как вести себя в природе?»
Буклеты «Правила поведения в природе», «Умеем ли мы беречь природу?»
Советы «Элементарные опыты для малышей»
Экологический десант «Сделаем наш участок краше!»
Фотовыставка: «Как мы ухаживаем за растениями!», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
Родительское собрание «Маленькие исследователи»
Мобильная наглядная информация для родителей и детей по темам недели.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.
Развивающая среда Сказки, художественные произведения, иллюстрации, энциклопедии.
Папки: «Уроки экологии», «Деревья», «Животные, птицы, насекомые», «Овощи и фрукты», «Цветы садовые и луговые», «Комнатные растения»
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Массаж», «Дыхательная гимнастика», «Опыты», «Зеленая аптека», «Гимнастика для глаз», «Динамические упражнения», «Речевые пятиминутки».
Тематическая папка «Экологическое воспитание дошкольников» (беседы, игры, стихи, загадки, пословицы, сказки и задания).
Наглядная информация для детей: «Комнатные растения (паспорт группы)», «Муляжи овощей, фруктов, ягод», «Картины лесов», «Хочу все знать».
Плакаты: «Весенние открытия», «Ягоды», «Животные».
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (полезные продукты питания, цветы, Лото «Дары лета», «Животные и птицы» и др.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон, природный и бросовый материал.
Фонотека по тематикам недель
Выставка книг: «Энциклопедические», «Сказки и рассказы», «Потешки, песенки»
Игровая зона «Зоопарк», «Больница», «Кухня», «Магазин», «Конструирования», «Ряженья».
Результаты проекта :
- для детей:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- для родителей:
1) Родители с желанием приняли участие в экологическом десанте «Сделаем наш участок краше!»;
2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы;
3) Приняли участие в оформлении фотовыставок «Как мы ухаживаем за растениями! (совместный труд взрослых и детей)», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
-для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
III этап проекта.
Презентация проекта :
1. Развлечение «Выходи на зеленый лужок».