Колотилкина Ольга Борисовна
Экологический проект в первой младшей группе «Цветок огонек»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно - исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Проблема:
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, формировать предпосылки любознательности и наблюдательности. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о комнатных растениях.
Многие дети не имеют представления о названиях комнатных растений, что им нужно для роста, не знают частей растений, не умеют ухаживать за комнатными растениями.
Актуальность проекта :
Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь, охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.
Цель проекта :
формировать основы экологической культуры всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги); пополнение знаний о комнатных растениях у детей.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
-способствовать расширению знании детей о комнатных растениях;
- способствовать формированию представлении об значимости комнатных цветов.
Развивающие задачи:
-развить практические навыки ухода за комнатными растениями;
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
-развивать интерес к строению, развитию и росту растений;
-развивать наблюдательность, любознательность;
-умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений;
-развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к природе;
- воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;
-способствовать развитию воспитания экологической культуры;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Методы и формы работы с детьми:
- наблюдения за растениями в уголке природы;
- рассматривание картин «Уход за комнатными растениями»;
- наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы;
-беседы с детьми (строение комнатного растения, что необходимо растению для роста, как ухаживать за комнатным растением.);
- чтение художественной литературы;
-загадывание загадок;
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- беседы;
- подбор художественной литературы;
-фотоотчет «Маленькие помощники».
Продукты проекта :
-картотека комнатных растений в детском саду;
-алгоритм «Как растёт цветок»;
-способы ухода за растениями;
-эксперимент «Как растения пьют»,
- наглядный материал по данной теме.
- создание лепбука «Огород на подоконнике»
Ожидаемые результаты:
Расширить представление о комнатных растениях, знания о приёмах ухода, взаимосвязи растений с окружающим миром (важность комнатных растений в жизни человека). Развить познавательный интерес, положительные эмоции, наблюдательность к росту и развитию комнатных растений. Сформировать практические навыки правильного ухода за комнатными растениями. Воспитать желание заботиться и охранять растительные объекты живой природы, экологическую культуру поведения. Обогатить словарный запас детей по данной тематике.
Владение детьми информацией:
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный.
-наблюдение за детьми;
-постановка цели;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды.
2 этап — практическая часть (основной этап реализации проекта).
Беседы с детьми:
-Строение комнатного растения.
-Что необходимо растению для роста?
-Как ухаживать за комнатным растением?
Дидактические игры.
-Что изменилось?
-Найди такой же.
-Где спряталась матрёшка?
-Найди растение по названию.
- Чего не стало?
Чтение художественной литературы:
-стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А. К. Толстой «Колокольчики мои…», Я. Колас «Цветок».
-Загадывание загадок, заучивание стихов.
-Рассматривание картин «Уход за комнатными растениями».
- Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).
Совместная и самостоятельная деятельность:
- Наблюдения за растениями в уголке природы.
3 этап-заключительный этап:
-оформление результата проекта в виде презентации;
-выставка детских работ.
Результатами проекта являются :
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.
У детей повысился общий уровень знаний о комнатных растениях.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с комнатными растениями, дети проявляли интерес.
Дети стали понимать необходимость бережного отношения к растениям, проявляют интерес к процессу по ухаживанию за растениями, синтересом и удовольствием действуют со взрослым и самостоятельно с предметами труда по уходу за комнатными растениями.
Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Приложение к проекту.
«Наблюдение за поливом комнатных растений».
Цель: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).
«Наблюдение за протиранием широких листьев растений».
Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.
Трудовая деятельность:
Уход детей за комнатными растениями вместе с воспитателем (поливка растений, протирание широких листьев).
Занимательные опыты. (с помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду).
Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями.
Что изменилось?
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: поиск похожего предмета.
Правило: показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование: одинаковые растения (по 3 -4) расставлены на двух столах.
Ход игры: воспитатель показывает какое–ни будь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.
Найди такой же.
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: дети находят изменения в расположении предметов.
Правило: смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование: на двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например- фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры: воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
Где спряталась матрешка?
Первый вариант.
Дидактическая задача: найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск спрятанной игрушки.
Правило: смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование: на столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры: детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку, описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность, цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Второй вариант.
Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.
Найди растение по названию.
Первый вариант.
Дидактическая задача: найти растение по слову – названию.
Игровые действия: поиски названного растения.
Правило: смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры: воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?», но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.
Чего не стало?
Дидактическая задача: назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Игровое действие: отгадать, какого растения не стало.
Правило: смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование: на стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры: воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.