Наталия Башаева
Проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Удивительный мир насекомых»
Продолжительность проекта : месяц
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.
Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз нашего проекта звучит так : «Познавай, чувствуй, твори!».
Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Мир насекомых».
Задачи:
• Определять насекомых по внешнему виду;
• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
• Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;
• Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;
• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;
• Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связанных рассказов, изобразительной деятельности.
Предполагаемые результаты:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Работа с родителями:
1. Оформление схем-моделей цикла развития бабочки.
2. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».
3 Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».
4. Создание Красной книги «Насекомые».
Основные этапы реализации проекта :
Проект состоит из трё х этапов:
I этап – подготовительный:
• Диагностика экологических знаний детей о насекомых
• Подбор литературных произведений о насекомых в течение всего проекта, ответственные педагоги, родители);
• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
• Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме (в течение всего проекта);
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности (в течение всего проекта);
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Планирование и проектирование основного этапа
• Определение целей и задач проектной деятельности
II этап – основной (реализация проекта) :
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу
• Чтение художественной литературы (в ходе всего проекта)
• Разучивание считалок, потешек и стихов; отгадывание загадок
• Пальчиковая гимнастика
• Прослушивание аудиозаписи
• Разучивание песен
• Просмотр мультфильмов
• Игровая деятельность,
• Свободная творческая деятельность детей
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
III этап – Заключительный
• Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»
• Проведение досуга «Праздник насекомых»
• Создание презентации проекта
Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые».
Содержание проектной деятельности. Взаимодействие с семьей
1. Этап
- Изучение художественной и научной литературы, материалов по данной теме;
- Определение целей и задач по данной теме;
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
-Вводная беседа по теме «Насекомые».
-.Презентация «Наши соседи насекомые»
2. Этап
-. Рассматривание энциклопедий, альбомов.
- Наблюдение за насекомыми.
- Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»
Дидактические игры:
1. «Собери насекомое» из многоугольников;
2. «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:
- Муравей сидел около… .
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. «Хорошо-плохо»
Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
5. «Один – много».
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.
6. «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка. маленькая
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие
У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая
7. «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
8. Составление описательных загадок про насекомых.
9. «Подбери признак» :
бабочка какая? –,
муравей какой? –,
пчела какая? – …
10 Двигательная деятельность:
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения) .
- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»
- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.) ;
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.
- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
Коммуникативная деятельность:
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»
Составление рассказов про насекомых.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.
Продуктивная деятельность:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Рисование:
Раскраски «Мир насекомых»
Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.
Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»
Аппликация:
«Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)
-«На лугу» - коллективная аппликация
Лепка- «Кто прячется на дереве»
Трудовая деятельность:
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.
Музыкальная деятельность:
Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
3. этап – Заключительный
-Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»
-Проведение досуга «Праздник насекомых»
Создание презентации проекта
-.Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые». Ознакомление родителей с планом проекта, списком ходожественной литературы для домашнего чтения.
Чтение художесвенной литературы о насекомых по выбору родителей.
Консультации для родителей «Как уберечься от опасных насекомых»; «Первая помощь при укусах насекомых».
Заучивание стихотворений о насекомых.
Поиск информации для альбома вместе с детьми.
Продукты проектной деятельности :
Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, книжки-малышки (совместная деятельность детей с родителями); рисунки и поделки детей; плакат, созданный детьми, «Берегите насекомых!»; праздник «Насекомые – наши друзья», альбом «Насекомые».
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013
2. С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
3. Е. И. Зотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. «Просвещение», 1982
4. Т. А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». М. «Гном», 2013
5. Д. Н. Колдина. «Планета насекомых» художественный альбом для занятий с детьми 5-6 лет.
Интернет-ресурсы.