Получи документы

Проект «Удивительный мир насекомых»

Наталия Башаева
Проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта : «Удивительный мир насекомых»

Продолжительность проекта : месяц

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проблемы:

Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах

Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.

Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз нашего проекта звучит так : «Познавай, чувствуй, твори!».

Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Мир насекомых».

Задачи:

• Определять насекомых по внешнему виду;

• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;

• Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;

• Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;

• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;

• Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связанных рассказов, изобразительной деятельности.

Предполагаемые результаты:

• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.

• Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Работа с родителями:

1. Оформление схем-моделей цикла развития бабочки.

2. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».

3 Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».

4. Создание Красной книги «Насекомые».

Основные этапы реализации проекта :

Проект состоит из трё х этапов:

I этап – подготовительный:

• Диагностика экологических знаний детей о насекомых

• Подбор литературных произведений о насекомых в течение всего проекта, ответственные педагоги, родители);

• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»

• Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме (в течение всего проекта);

• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности (в течение всего проекта);

• Подбор музыкальных произведений по теме

• Планирование и проектирование основного этапа

• Определение целей и задач проектной деятельности

II этап – основной (реализация проекта) :

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации

• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу

• Чтение художественной литературы (в ходе всего проекта)

• Разучивание считалок, потешек и стихов; отгадывание загадок

• Пальчиковая гимнастика

• Прослушивание аудиозаписи

• Разучивание песен

• Просмотр мультфильмов

• Игровая деятельность,

• Свободная творческая деятельность детей

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»

• Проведение досуга «Праздник насекомых»

• Создание презентации проекта

Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые».

Содержание проектной деятельности. Взаимодействие с семьей

1. Этап

- Изучение художественной и научной литературы, материалов по данной теме;

- Определение целей и задач по данной теме;

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

-Вводная беседа по теме «Насекомые».

-.Презентация «Наши соседи насекомые»

2. Этап

-. Рассматривание энциклопедий, альбомов.

- Наблюдение за насекомыми.

- Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых

Дидактические игры:

1. «Собери насекомое» из многоугольников;

2. «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4. «Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

5. «Один – много».

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

6. «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка. маленькая

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные

У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие

У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая

7. «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

8. Составление описательных загадок про насекомых.

9. «Подбери признак» :

бабочка какая? –,

муравей какой? –,

пчела какая? – …

10 Двигательная деятельность:

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения) .

- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»

- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.) ;

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;

- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

Коммуникативная деятельность:

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого, «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет

Составление рассказов про насекомых.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Чтение художественной литературы:

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.

Продуктивная деятельность:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Рисование:

Раскраски «Мир насекомых»

Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

Аппликация:

«Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)

-«На лугу» - коллективная аппликация

Лепка- «Кто прячется на дереве»

Трудовая деятельность:

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.

Музыкальная деятельность:

Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

3. этап – Заключительный

-Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»

-Проведение досуга «Праздник насекомых»

Создание презентации проекта

-.Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые». Ознакомление родителей с планом проекта, списком ходожественной литературы для домашнего чтения.

Чтение художесвенной литературы о насекомых по выбору родителей.

Консультации для родителей «Как уберечься от опасных насекомых»; «Первая помощь при укусах насекомых».

Заучивание стихотворений о насекомых.

Поиск информации для альбома вместе с детьми.

Продукты проектной деятельности :

Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, книжки-малышки (совместная деятельность детей с родителями); рисунки и поделки детей; плакат, созданный детьми, «Берегите насекомых; праздник «Насекомые – наши друзья», альбом «Насекомые».

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.

3. Е. И. Зотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. «Просвещение», 1982

4. Т. А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». М. «Гном», 2013

5. Д. Н. Колдина. «Планета насекомых» художественный альбом для занятий с детьми 5-6 лет.

Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых» Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых»Цель: сформировать.

Мастер-класс «Удивительный мир насекомых»Мастер-класс «Удивительный мир насекомых» Наступает долгожданное солнечное лето. Лето - это пора зелени, цветов, ярких красок ну и, конечно же, самых разных насекомых. В этом.

Поисково-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых» Ах, лето, лето! У нас на прогулочном участке посажено много цветов, а над ними порхают бабочки. Это так красиво! Всем детям очень нравится.

Краткосрочный проект «Мир насекомых» Проект «Мир насекомых» Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразным видов насекомых, образом жизни и их важнейшей.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Этот удивительный мир насекомых» Проект: «Этот удивительный мир насекомых». Тип и вид проекта: Познавательно-исследовательский. Участники проекта: Махинько А Авторы проекта:.

Проект во второй младшей группе «Удивительный мир насекомых» Проект «Удивительный мир насекомых!» По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер.

Проект «Этот удивительный мир насекомых» Проект: «Этот удивительный мир насекомых» Тип проекта: познавательный, творческий. Вид проекта: краткосрочный. Продолжительность проекта:.

Прогулка «Удивительный мир насекомых»Прогулка «Удивительный мир насекомых» Прогулка «Удивительный мир насекомых» Кого только не встретишь в теплый солнечный денёк на цветущей клумбе в начале сентября. Целью таких.

Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых»Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых» СПМК ДОУ д. с. №7 (д. с. №12) «Солнышко». Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых» Воспитатель по ИЗО: Купеева Анжела Юрьевна г.

Фотоотчет «Удивительный мир насекомых»Фотоотчет «Удивительный мир насекомых» Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Удивительный мир насекомых»
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 08:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Удивительный мир насекомых»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Башаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД