Светлана Гаврилова
Экологический проект «Таинственное царство насекомых и пауков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, информационно-творческий
Продолжительность проекта : среднесрочный (июнь, июль)
Участники проекта : воспитатель, воспитанники старшей группы, родители
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы:
Публикация «Экологический проект „Таинственное царство насекомых и пауков“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Паук. Проекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
В нашей группе дети очень любознательны и всегда задают много вопросов – зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка, откуда появляются дождевые черви? Вопросов было множество, поэтому я решила запустить проект, который поможет получить достоверные знания о жизни насекомых, их особенностях, строении и разновидностях и научит правильному отношению к ним. Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность. Так же ребятишки проявили большой интерес к паукам, были очень удивлены, что они не насекомые. Поэтому я решила познакомить детей не только с насекомыми, но и познакомить поближе с пауками. У одного из воспитанников как раз живёт дома паук птицеед, с которым мы сможем познакомиться поближе и понаблюдать за его повадками, как и чем он питается, плетёт паутину или нет. Было очень много интересных вопросов про пауков : А где, и зачем, а как пауки плетут паутину и почему они сами к ней не прилипают? И было решено ввести углубленное наблюдение не только за насекомыми, но и за пауками.
Цель проекта : систематизация представлений детей о насекомых и пауках.
Задачи проекта :
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, пауках, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
2. Определить, какую роль играют насекомые и пауки в нашей жизни, в жизни леса, нуждаются ли они в защите и охране;
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
3. Рaзвивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
4. Воспитание бережного отношения к природе.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности;
6. Выяснить, какие бывают пауки
7. Формировать знания детей о паутине, её значении для паука и почему они не попадаются в свои сети.
8. Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
Предполагаемые результаты:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым, паукообразным.
• Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и т. д.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые и пауки приносят людям и растениям.
• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым и паукам.
• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Работа с родителями:
1. Обогащение литературой о насекомых.
2.. Организация выставки «Мир насекомых» (совместная работа детей и родителей).
3. Консультации «Эти опасные насекомые», «Осторожно-клещи», «Укусы насекомых», «Если ребёнок боится насекомых», «Детям о насекомых и пауках».
Основные этапы реализации проекта :
Проект состоит из трё х этапов:
I этап – подготовительный:
1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о насекомых, презентаций, фотографий, познавательных видеофильмах.
4. Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме (в течение всего проекта);
5. Планирование и проектирование основного этапа
6. Определение целей и задач проектной деятельности
II этап – основной (реализация проекта) :
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Наблюдение за муравьями с помощью формикария.
Наблюдение за пауком птицеедом
• Чтение художественной литературы (в ходе всего проекта)
• Разучивание считалок, стихов; отгадывание загадок, пальчиковые игры.
• Круги луллия «Развитие насекомых»
• Организация дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
• Просмотр познавательных видеофильмов
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
III этап – Заключительный
• Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»
• создание лепбука «Удивительные насекомые», «Таинственные пауки».
• Создание презентации проекта
Продукт проектной деятельности : Проведение квеста «Путешествие в мир насекомых».
Достигнутые образовательные результаты и эффекты
- дошкольники имеют богатый багаж знаний о разнообразии мира насекомых и пауках, владеют информацией о среде их обитания, питании, размножении;
- учёт индивидуальных интересов дошкольников при организации различных видов деятельности (предоставление возможности выбора объекта по интересам);
- развивающая предметно-пространственная среда группы в ходе проекта значительно обогатилась (лепбук, игрушки и игры, круги луллия, схемы, модели и т. д.);
- пополнился арсенал методических пособий (картотеки игрового материала, наглядный материал, разработки мероприятий о насекомых, пауках, презентации, подборка познавательных фильмов и литературных произведений);
- наладилось тесное сотрудничество с родителями, через накопление материалов, участие в мероприятиях проекта (конкурсах, выставках)
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Разделы программы Виды детской деятельности
Физическое развитие - Утренняя гимнастика «Насекомые», «Паучки»
- Гимнастика пробуждения «Бабочка»
- Физкультминутки: «Поднимайте плечики! Прыгайте кузнечики»,
«Вот выходим мы на луг…», «Божьи коровки» и т. д.
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Паук и мухи», «Найди свой цветок», «Мёд и пчёлы», Эстафеты «Собери пыльцу», «Гусеницы», «Кузнечики».
Игра малой подвижности «Мяч бросай – насекомых называй»;
Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Божьи коровки», «Жук-портной», «Сороконожки», «Трудолюбивая пчелка» и др.
Дыхательное упражнение: «Отправь пчелку за нектаром»
Артикуляционная гимнастика «Оса»
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Релаксация под звуки природы
Социально-коммуникативное развитие Беседы:
- «Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»
- «Эти удивительные насекомые»
- «Роль насекомых в жизни человека»
- «Какие насекомые первыми появляются после зимы»
- «Муравьи – санитары леса»
- «Дружные трудолюбивые пчелы»
- «Живые цветы» (о бабочках)
- «Таинственный мир насекомых»
- «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
- «Что такое паутина?», «Нужны ли пауки».
Беседы по ОБЖ:
- «Осторожность на лугу» (насекомые обижают, защищаясь)
- «Что делать, если ужалила пчела?»
Беседы о трудолюбивых насекомых
- Игры дидактические: «Летает – не летает», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Найди пару», «Назови правило», «Бабочка выбирает любимый цветок»
«Кто спрятался», «Собери целое из частей», «Кто под цветком», «Угадай насекомое по силуэту».
Речевая игра с движением «Пчёл- детей учила мать».
Познавательное развитие - Наблюдение за насекомыми в природе, на участке детского сада.
Наблюдение за муравьями и их развитием с помощью формикария.
- Наблюдение за пауком - птицеедом
- Эксперимент «Для чего ворсинки на теле насекомых». - Рассматривание стадии развития бабочки.
- Эксперимент «Какой формы соты» (с помощью мёда и холодной воды).
- Исследование: «Какие цветы нравятся пчелам больше всего?», «Куда ведут дорожки муравьев?»
- Вечер загадок о насекомых
- Беседы с детьми и просмотр развивающих видеофильмов: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Муравьи – санитары леса", «Почему нельзя ловить бабочек?» и др.
Познавательные сказки «Превращение гусеницы», «Как появляются живые организмы».
Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт «, «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»; Лото «Паучки».
Круги луллия «Жизненный цикл насекомых», «Чем питаются насекомые».
Художественно-эстетическое развитие - Аппликация «Божьи коровки на листике». «Муравейник» с помощью чая. Аппликация «Пчёлки», «Паучки».
- Рисование «На лесной полянке» Выполнение рисунка «Бабочки» (техника монотипия).
- Оригами «Божья коровка», Бабочка на трубочке.
- Конструирование – аппликация «Гусеница на листике»
- Организация выставки детских книг и энциклопедической литературы о природе и насекомых
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
-Чтение и обсуждение произведений:
Н. Шелест «Сказка про паучка», Л. Тарасенко «Мастер паучок», Мамин-Сибиряк «Букашкины сказки», «Как паучок на всех обиделся», «Гамачок для муравьишки»
Н. Романова «Что узнал дождевой червяк?»
- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- В. Драгунский «Он живой и светится»;
-Ю. Дмитриев «Зоопарк на столе», «Стреляющий жук»;
- Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка»;
- К. Ушинский «Капустная белянка»; Н. Сладкова «Теплая струйка», «Отчаянный путешественник», «Спящие красавицы», «Медовый дождь», «Бабочки», «Бабочка и солнце»,
- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»,
- Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»,
- А. Брызгалов и С. Гуляевский «Как комары стали маленькими».
- просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом»
Речевое развитие -Презентация детских работ «Насекомые – наши друзья»
- Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
- Подготовка и проведение квеста с детьми «Насекомые – наши друзья»,
- Беседы с детьми по теме проекта, заучивание литературного материала
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, пауков, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым и паучкам.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013
2. ШорыгинаТ. А. Насекомые. Какие они? – М. ,2004
3. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. ,2010 Творческий проект по теме : «Загадочный мир насекомых».
5. Юный натуралист – статья «Чем замечательны пауки?», №6 2001 год
Интернет-ресурсы.