Евгения Кинешемова
Экологический проект «Птицы — наши друзья» в старшей подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Детский сад – первая ступень в экологическом образовании и воспитании. Дети получают в нем первоначальное представления об окружающем мире, учатся устанавливать связи, которые существуют в природе, убеждаются, что между природой и человеком тоже есть связи.
Дошкольники очень эмоциональны. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Воспитатель в своей работе должен учитывать это качество для формирования у них чувства прекрасного к живому на Земле, желая оказать посильную помощь её обитателям.
Публикация «Экологический проект „Птицы — наши друзья“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Вид проекта :
исследовательски-творческий, познавательно-речевой.
Участники:
Дети и родители старшей подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей – 5-7 лет.
Сроки реализации:
с октября 2019г по март 2020г
Проблема:
Помочь дошкольникам получить знания о природе.
Приучить птиц к участку д. с
Цели:
формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; Развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков : выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Задачи:
уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Метод. работа по проекту воспитателю :
формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в фотоакции «Птичья столовая»
Формы и методы работы:
- НОД
- игры-ситуации;
- беседы;
- Выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
План реализации проекта
Игровая деятельность
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы»
Разрезные картинки,
Найди 5 отличий,
Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
Дидактические игры:
«Кто где живёт»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Летает, плавает, бежит»
«Откуда птица прилетела?»
«Чей клюв?»
«Узнай по следу»
Подвижные игры на площадке.
«Найди пару»
«Сова»
«Лягушки и цапли
Социальное развитие
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Тематическое НОД «Перелётные и зимующие птицы»
Наблюдение за птицами.
Участие в акции «Птичья столовая»
Беседа правила поведения в природе.
Здоровье и физическое развитие
Экскурсии в лес.
Наблюдение за растительным и животным миром.
Подвижные игры.
Труд на участке и в природе.
Труд-
Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) Подкормка птиц.
Познавательное развитие
Рассматривание альбомов:
«Всё о птицах»
«Красная книга»
«Хищные птицы»
Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.
Цикл занятий «Птицы— наши друзья»
Рассматривание энциклопедий.
Художественная литература.
Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. Разучивание стихов о птицах
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.
А. Яншин «Покормите птиц»
Т. Волжина. «Где чей дом?»
Е. Благинина. «Стрижи»
Чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел»
Русс, нар. сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»
Заучивание стихотворений про птиц,
Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.
Составление рассказов о бережном отношении к птицам.
Детская продуктивная (изобразительная)
Деятельность
Аппликация «Снегири.»
Конструирование
«Журавлик» из бумаги
Рисование «Стайка воробьев»
Лепка. «Наш пруд»
Создание опорных карточек по ознакомлению с птицами.
Изготовление книжки малышки «Птицы наши друзья»
Исследовательская деятельность
Целевые прогулки. Наблюдения:
Птицы, что изменилось в поведении осенью? Птицам нечего есть Решение проблемных ситуаций
Наблюдение за кормушками.
Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
Когда воздух можно почувствовать?
Как воздух помогает птицам летать?
Какие птицы не умеют летать? Почему?
Изучаем дерево, плоды и семена:
-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
Изучаем животных связанных с деревом:
Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.
-Хорошо ли они заметны на дереве?
Экспериментальная деятельность
Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).
Пословица – Как с гуся вода.
Почему мы так говорим?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Итог работы.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Приложение:
Аппликация «Снегири.»
Рисование «Стайка воробьев»
Книжка - малышка (своими руками).
Готовые книжки малышки.
В экологическом образовании и воспитании детей хорошо использовать опорные карточки, которые позволяют детям увидеть не только скрытые связи, но и связи, которые могут произойти в природе. Опорные карточки можно применять не только НОД детей и взрослых, но и в играх, через которые малыши закрепляют знания об отдельном предмете, его строении, отношении его к отдельной систематической группе.
Работа с опорными карточками, игры с ними способствуют развитию у детей и познавательного интереса к природе, что очень важно для формирования положительного отношения к ней.
«Помоги птицам зимой, они отплатят потом добром».
Воробей и его жизнь (и других птиц)
А – где живет. Б –чем питается (гусеницами, зернами). В – собирает насекомых с растений. Г – весело чирикает.
Причины отлета птиц осенью.
А –солнце плохо греет. Б –часто идут дожди. В – снег. Г – засохли травы. Д –листья пожелтели и облетели. Е –исчезли насекомые. Ж- птицы собрались в стаи и улетели.
Причины возвращения птиц весной.
А – ярко светит солнце. Б – идут дожди. В – травы растут и цветут. Г – на деревьях листья. Д – появились насекомые. Е – вернулись птицы. Ж – выводят птенцов.
Представляю вашему вниманию опорные карточки, как итог нашей работы.
«Каких мы знаем птиц».
Ворона, снегирь, синичка, кукушка, дятел, воробей, цапля, сорока, скворец.