Валентина Сафонова
Экологический проект «От семечка до деревца»
▼ Скачать + Заказать документы
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно — твой друг бессловесный,
живое, как ты, существо.
Оно — часовой природы. Оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост,
И столько в нем будет свежести,
и птичьих песен, и гнезд.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта : исследовательский, детско- родительский.
Введение
Публикация «Экологический проект „От семечка до деревца“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Гордостью и красой нашего района, да и всей Воронежской области, является знаменитый Шипов лес- это удивительное творение природы.
Каждый, кто хоть раз побывал в нём, навсегда остаётся покоренными его необыкновенной красотой, потому что другого такого в мире нет. Из любой точки нашего небольшого городка, подняв взор чуть выше, мы видим зеленную громаду, закрывающую горизонт, лес - богатырь, знаменитую ШИПОВУ ДУБРАВУ. И мы решили внести свой посильный вклад вырастить из семечка саженцы деревьев (дуба, каштана).
Могучий, раскидистый дуб не зря ассоциируется с силой, долголетием, крепостью характера и добротой. Дуб — мощный энергетический донор, способный напитать человека жизненной энергией, придать ему сил, наладить его контакт с окружающим миром. Вырастить дуб не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого достаточно лишь иметь желуди и немного терпения.
И вот что у нас получилось.
Анализ ситуации
Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе.
Постановка проблемы.
Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с детьми вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы собрали орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья);
-развивать познавательный интерес у детей, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность;
-способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба;
-вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов;
-воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям;
-воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
-формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе;
-разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.
Участники проекта
Дети второй младшей группы, родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный
- Изучение методической литературы, и подбор детской художественной литературы.
- Подбор игр.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?»
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить каштаны и желуди?»
- Алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
- Создание уголка исследований «Дары природы» в группе.
2 этап - основной
Вид деятельности
Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Д/и» С какого дерева лист?» «Чьи детки на этой ветке?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Четвертый лишний», «Найди дерево по описанию», «Наше дерево умеет». «Как зовут тебя деревце?» «Ботаническое лото».
Игровые задания: «Заштрихуй лист, не выходя за контур».
Коммуникативная
деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседа «Правила поведения в лесу» (природоохранное поведение).
Составление сказок про жемчужину нашего края Шиповом лесе (совместно с родителями).
Составление рассказов о деревьях с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).
Составление описательных рассказов по теме «Моё любимое дерево»
Д/и «Скажи со словом много», «Назови ласково».
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?»,
Рассматривание альбома «Деревья».
НОД «Через добрые дела можно стать юным экологом».
Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.
Наблюдение за ветками клена, поставленных в воду.
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?».
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Где спрятались семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб».
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», Н. Миркграф «Дерево», Н. Заболоцкий «Осинки», В. Берестов «Где было пустое место…», И. Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб»,С. Я Маршак «Песня о жёлуде»,Т. А. Шорыгина «Деревья какие они?».
Сказки: «Сказка старого дуба», «Мечта дерева» .» «Сказки о Шиповом лесе»
Рассказы: Е. Серова «Зелёная страна», К. Ушинский «Спор деревьев», Г. Г. Кученева «Дуб»,поэмы Б. Заходера «Почему деревья не ходят? М. Михайлов «Лесные хоромы», А. Лопатин «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», «Лапкины дары».
Пословицы и поговорки о деревьях.
Труд в уголке природы Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.
Поручение «Полив и рыхление росточков».
Конструирование
«Дерево» (оригами).Составление сюжетов по теме «Деревья»(мозайка).
«Экологические знаки» (совместно с родителями).
Изобразительная
деятельность Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Дубы»,И. И. Шишкина, «Утро в сосновом бору» .
Рисование листьев и деревьев по трафарету, их раскрашивание.
Аппликация деревьев из пряжи, «Осеннее дерево»
Музыкальная
деятельность Слушание:
Русские народные песни «Во поле береза стояла», «Времена года» П. И. Чайковского.
Двигательная
деятельность Физкультминутки: «Деревья», «Дуб зеленый», «Во дворе стоит сосна».
Пальчиковая гимнастика: «Березка», «Деревья».
П/ игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».
Взаимодействие с родителями
- Помочь детям посадить дома желудь дуба.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Сочинение сказок о Шиповом лесе совместно с детьми.
3 этап - заключительный
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Красивое дерево», «Могучий дуб».
- Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома, и в нашем детском саду».
- Создание природоохранного знака «Будь природе другом!».
- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
- Выращенные дубочки для посадки весной на территории детского сада.
- Фотовыставка книг «Сказки о жемчужине нашего края Шиповом лесе»,сочиненные детьми и родителями.
- Выставка творческих работ.
- Экологический знак «Будь природе другом!».
Итоговое мероприятие запланировано на весну
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Описание предполагаемых образовательных результатов
Итогом нашего проекта станет высадка весной саженцев дуба, каштанов на территории детского сада. Данный проект позволит детям узнать названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания : выращивая дубочки, малыши и взрослые вносят свой вклад в преумножении природного богатства.
У детей воспитывается бережное и заботливое отношения к живому, желание защищать природу.
Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство удовлетворения от успехов и достижений ребенка.
Заключение
Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, процветание, духовная энергия.
Мы, реализуя свой проект, своим примером постараемся показать, что каждый человек, может и должен заботиться о природе своего края, бережно, по – хозяйски к ней относиться.
Литература:
1. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
2. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
4. Герасимова А. С, О. С. Жукова О. С «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
5. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80с., ил.
6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
9. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
10. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
11. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983.
14. Сигимова М. Н. «Познание мира растений», Детство пресс 2010
15. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?». – Москва 2006