Наталья Бурова
Экологический проект «Лук — хороший друг» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Школа «НИКА» (дошкольное отделение Новая Москва)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЛУК – ХОРОШИЙ ДРУГ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Бурова Наталья Сергеевна
воспитатель ОАНО Школа «НИКА»
Москва, 2018 г.
Введение.
Постановка проблемы.
Публикация «Экологический проект „Лук — хороший друг“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наш проект начался осенью, в октябре. В этот период дети и взрослые чаще болеют простудными заболеваниями: изменение погоды осенью часто приводит к переохлаждению, иммунитет ослабевает. Медсестра детского сада рекомендовала детям и родителям включать в рацион свежие овощи и фрукты, богатые витамином С – киви, апельсины, лимоны, сладкий перец, зеленый лук и т. д. Как сделать эти продукты привлекательными для употребления в пищу детям? Вырастить самим! Но в условиях детского сада вырастить можно только лук. Он же станет необычным подарком на День матери. Эта идея заинтересовала детей. Как вырастить луковое перо на подоконнике? Где луковке лучше живется? Поможет ли это детям и родителям меньше болеть? Эта тема не так нова, но по-прежнему актуальна.
Цель проекта.
Формирование у детей познавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, формирование представлений о значимости лука для здоровья человека.
Задачи проекта.
Формировать у детей представления о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
Вызвать интерес к конкретному объекту живой природы – луку, через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность.
Развивать наблюдательность, творческие способности, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
1. Описание проекта
Продолжительность проекта – среднесрочный (16.10.2017 – 24.11.2017)
По доминирующему виду проектной деятельности – познавательно-исследовательский.
Участники проекта – дети средней группы, воспитатель Бурова Наталья Сергеевна, родители.
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта : беседа, наблюдение, непосредственно образовательная деятельность, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты.
Дети научатся сажать лук и ухаживать за ним, узнают о пользе зеленого витамина, подготовят подарок мамам.
Продукт проекта.
Огород на подоконнике, подарок мамам на День матери.
2. Этапы реализации проекта
2.1. Подготовительный этап (16.10.2017 – 20.10.2017)
На подготовительном этапе сформулировала проблему, определила задачи, ввела детей в сюжетную ситуацию. Подобрала стихи, загадки, пословицы и поговорки про лук, рассказы, сказки. Приобрела необходимые материалы для реализации проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
2.2. Основной этап (23.10.2017 – 21.11.2017)
На основном этапе проведены беседы «Что мы знаем о луке», «Интересное в обычном», «Лук от семи недуг», «Как устроен лук», консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», отгадывание загадок, экспериментально-исследовательская деятельность, непосредственно образовательная деятельность «Посадка лука», чтение и обсуждение с детьми художественных произведений (Е Жуковская «Ох уж этот злющий лук», Т. Казырина «Баба Таня чистит лук», Л. Шмидт «Какое горе! -крикнул Лук», Н. Красноперова «На букву «Л» тут зреет лук», Е. Борисова «Дед сказал сегодня: «Лук за обедом лучший друг!», С. Лосева «Отчего лук стал горьким», сказка «Три брата луковки», сказка «Луковая семья») смотрели и обсуждали мультфильмы «Чиполлино», «Лунтик. Лук», оформили «Огород на подоконнике», срывали перья лука для приправы в суп, подготовили подарок для мамы – вырастили зеленое луковое перо, чтобы мамы не болели.
3. Заключительный этап (22.11.2017 – 24. 11.2017)
Накануне праздника «День матери» дети придумали поздравление для мам с пожеланием крепкого здоровья и хорошего настроения, изготовили красивые горшочки для выращенного лука. На празднике с гордостью вручали необычный подарок мамам.
2.3. Экспериментально-исследовательская деятельность
«Луковая семейка участвует в эксперименте».
Цели и задачи:
1. Познакомить детей с влиянием различных условий на рост растений.
2. Развивать познавательный интерес на основе исследовательской и продуктивной деятельности.
3. Развивать восприятие, творческое мышление, речь, внимание, память,
4. Воспитывать любовь к живой природе, к труду, желание сотрудничать друг с другом.
Материал и оборудование:
4 мерных стаканчика (maxka7605B или KA 7604B, 4 луковицы, пластилин, вода, цветная бумага, ножницы, скотч, календари наблюдений, ростовая кукла, цветные карандаши, костюм «Баба Таня».
Предварительная работа:
С помощью пластилина изготовили элементы для создания образа (глаза, рот, нос, брови; борода и очки – деду, бабушке – косынку, внучке – косички и бантики, внуку – короткие волосы). Вырезали цветные кружочки размером с монетку из голубой, белой, красной, желтой и черной бумаги. Цветные кружочки – метки, означающие условия: желтая – свет, черная – темнота; красная – тепло; белая – холод; голубая – вода.
Ход образовательной деятельности:
В гости к детям пришла баба Таня, да не одна, а с луковым семейством: дедушкой, бабушкой, внучкой, внуком и рассказала детям историю.
Поспорили луковички между собой, что нужно для того, чтобы самые лучшие зеленые стрелки у них выросли! Дед утверждал, что ему для стрелок нужна вода, свет и тепло. Бабушка сказала, что вода и тепло, конечно, нужны, а вот свет совсем не обязателен. Внучка решила, что ей будет достаточно воды и света, тепло ей не нужно – она закаленная! А внук сказал, что тепло и свет – это, конечно, хорошо, а вот вода будет лишней. Как вы думаете, кто из лукового семейства прав?
Ребята, поможем решить спор луковичек? Ведь скоро мы тоже хотели высадить лук. А в каких условиях он растет – мы не знаем.
Вместе с детьми мы посадили луковицы в стаканчики по их желанию. Все оказались в разных условиях наличия света, тепла и воды. У деда – лука были вода, и свет, и тепло (на его стаканчике голубая, желтая и красная метка). У бабушки – луковицы – только вода и тепло, а света не было, она стояла в темном шкафу (на стаканчике голубая, красная и черная метка). У внучки были вода и свет, но не было тепла – она стояла в холодильнике (голубая, желтая и белая метки на стаканчике). А у внука не было воды, но были свет и тепло (стаканчик без воды, с желтой и красной метками). Расселись луковички по своим стаканчикам, как сами того захотели, стали стараться зеленые стрелки поскорее нарастить. Да вот только не у всех это стало получаться…
Этот опыт зарисовали с детьми в календаре наблюдений. Опыт длился 3 недели. В конце опыта подводили итоги исследования.
В гости к детям снова приходила Баба Таня. Ребята напомнили, о чем спорили дед, бабушка, внук и внучка луковки. Проверили себя с помощью календаря наблюдений. Баба Таня предложила посмотреть, что же произошло с луковой семейкой? Вместе с детьми подвели итоги исследования. В самых лучших условиях оказался дедушка – лук: у него были и тепло, и вода, и свет. Бабушке было сложнее – она росла с водой, в тепле, но в темноте. Ее стрелки желтого, нездорового для растений цвета, ей не хватало солнечной энергии. Внучке и внуку было тяжелее всего, ведь без воды и тепла растения не могут расти. Эх, нужно сразу было внукам – луковичкам своего дедушку слушать!
По завершению опыта поместили всю луковую семейку на подоконник, создав им все необходимые условия: воду, свет и тепло.
Дети в календаре наблюдений зарисовали результат опыта.
3.1Непосредственно-образовательная деятельность
Цель:
Формировать умение правильно сажать лук в землю;
Продолжить формировать представления детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растений, о пользе лука.
Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать способ действия в ситуации затруднения – «если что – то не знаю, спрошу у того кто знает»;
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним.
Оборудование и материалы: пророщенные луковицы и пластмассовые стаканчики на каждого ребенка, земля, лейка с водой, влажные салфетки, фартуки, Незнайка – кукла бибабо, ростовая кукла Баба Таня, «луковая семейка».
Ход образовательной деятельности
1. Введение в ситуацию.
В гости к детям пришла Баба Таня:
Здравствуйте, ребята! А вы бываете с родителями на даче, в огороде? Помогаете ли вы ухаживать за растениями? Как вы помогаете? На улице уже поздняя осень, холодно. Я хочу организовать огород в вашей группе. Хотите мне помочь? Сможете?
2. Актуализация знаний
Баба Таня принесла с собой коробку, показывает ее детям. Вдруг кто-то чихает. Из-за стола выглядывает Незнайка.
Ой, кто это? Это же Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Что же ты там делаешь?
Да вот хочу узнать, что лежит в этой коробочке. Можно я останусь с вами?
Ребята, позволим Незнайке остаться с нами?
Чтобы узнать, что лежит в коробке, нужно отгадать загадку: «Никого не обижает, а всех плакать заставляет?»
А кто еще знает загадки про лук?
Дети загадывают и отгадывают загадки про лук.
Ребята, а что происходит, когда лук чистят и режут?
Дети читают стихи про лук.
Незнайка: «Ой, а зачем мне нужен этот жгучий лук?».
Потому что лук очень полезен. Что в народе про лук говорят?
Дети вспоминают поговорки про лук.
Незнайка проводит физкультминутку.
От простуды и ангины
Помогают витамины
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Помним истину простую:
Лучше видит тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно растениям для роста. Выставляет на стол «луковую семейку».
Кто победил в споре луковой семейки? (дедушка)
Какие условия он выбрал для себя? (свет, тепло, вода, земля)
А у нас с вами в группе есть такие условия?
3. Затруднение в ситуации.
Незнайка предлагает посадить лук. Дети пытаются это сделать, но большинство не знает, с чего начать.
В ситуацию вмешивается воспитатель.
Смогли посадить? Почему не смогли? (не знаем, как сажать). Что нужно сделать, если не знаешь, но хочется узнать?
Воспитатель предлагает спросить у Бабы Тани.
4. Открытие нового знания
Баба Таня рассказывает детям, как правильно нужно сажать лук в землю.
Нужно насыпать ложечкой землю в стаканчик. После этого сделать ложечкой углубление, посадить лук, присыпать его землей, чтобы верхняя часть выступала.
Незнайка сажает луковицу корешками вверх и говорит «Так легко сажать лук!». Воспитатель обращает на него внимание детей.
Как вы думаете, правильно Незнайка посадил лук?
Баба Таня обращается к Незнайке:
Незнайка, нельзя торопиться, каждое дело требует усердия и внимания. Посмотри, у лука есть корешок, нужно, чтобы луковица была воткнута в землю корешками, только тогда луковица будет расти. Как вы думаете, ребята, что еще нужно сделать, чтобы луковица росла?
Полить землю.
Теперь я предлагаю каждому из вас, вместе со мной, посадить свою луковицу.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Баба Таня вместе с детьми сажает лук в землю, проговаривая свои действия, просит незнайку, выбрать место для наших луковиц, чтобы им было светло и тепло.
Чтобы луковицы росли, нужно их вовремя поливать.
Баба Таня и Незнайка хвалят детей за помощь в создании огорода, прощаются с ними.
6. Осмысление.
Ребята, чем вы сегодня занимались? Кому помогли? Как вам это удалось? Какие умения вам пригодились? Мы помогли Бабе Тане сделать огород в группе, потому что мы научились правильно сажать лук в землю и ухаживать за ним.
3.2Консультация для родителей
«Полезные свойства репчатого и зеленого лука»
Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, сера (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.
Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении.
Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.
Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.
В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период осенней непогоды. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.
Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.
Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду.
Лук используется в кулинарии и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.
Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жареный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологическими заболеваниями.
Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.
Таким образом, о пользе зеленого и репчатого лука известно достаточно много, но всегда следует помнить, что применять этот натуральный продукт следует с большой долей осторожности, поскольку у него имеются ярко выраженные раздражающие эффекты. Перед началом любого типа лечения с использованием зеленого лука обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Заключение
В результате работы над проектом дети, родители, педагоги узнали много нового и интересного о луке, дети научились выращивать лук на перо в домашних условиях. Забота о луке увлекла детей, вручение подарков сопровождалось эмоциональным подъемом у детей и родителей. Интерес к конкретному объекту живой природы – луку, сформированный в ходе реализации проекта привел к желанию организовать огород на подоконнике дома.
Список литературы.
Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М. : ЭЛТИ-КУДИЦ, 2012. –104 с.
Электронный ресурс https://d.120-bal.ru/doc/29609/index.html
Электронный ресурс https://infourok.ru/proektnaya-rabota-vsyo-o-luke-1533062.html