Елена Копаева
Экологический проект «Тайна воды» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Тайна воды» для детей средней группы 4–5 лет
Содержание материала.
Наименование Стр.
Пояснительная записка 3
Паспорт проекта 4
План реализации проекта в средней группе
5
Список литературы
11
Публикация «Экологический проект „Тайна воды“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Приложение 1. Конспекты НОД по экологии : «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии». 12
Приложение 3. Эксперименты. 22
Приложение 4. Наблюдения 24
Приложение 5. Игры
26
Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды»
29
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : средней длительности (ноябрь 2017– февраль 2018)
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Журавушка», педагоги группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель проекта : Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;
Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта : Создание альбома «Секреты воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта : «Секреты воды».
План реализации проекта в средней группе ДОУ
Подготовительный этап проекта :
Задачи Формы работы Сроки
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Составление диагностики.
Диагностирование детей.
1-2 недели ноября
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта
Создание экспериментальной лаборатории в группе.
Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разрабатывание конспектов НОД по разным областям программы.
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте
Анкетирование родителей
Родительское собрание
3 неделя
ноября
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Беседы
Консультации
На протяжении всего проекта
Исследовательский (основной) этап проекта :
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды»
для детей среднего дошкольного возраста
Сроки: декабрь - январь
Вид деятельности
Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Познавательно-исследовательская
Познание
Коммуникация
Социализация
Безопасность Опыты : «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».
Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».
Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.
Развлечение «Секреты воды» Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Игровая Физическая культура
Художественное творчество
Музыка
Познание
Социализация
Здоровье Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».
Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».
Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».
Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»
Коммуникатив
ная Коммуникация
Здоровье Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».
Двигательная Физическая культура
Социализация
Здоровье Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
Комплекс утренней гимнастики «Снежки»
Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»
Трудовая Труд Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
Продуктивная Художественное творчество Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».
Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».
Создание панно: «Ходит капелька по кругу». Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран
ные знаки»
Чтение (восприятие художественной литературы) Чтение художествен
ной литературы Чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,
Е. Благина «Снег»,И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».
Загадки о воде.
Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»
Музыкальная Музыка Использование музыки Прослушивание шума водопада
Заключительный этап проекта :
Сроки: февраль
Мероприятия Ожидаемый результат
Развлечение на тему: «Секреты воды»
Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта
Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов диагностики дошкольников
Подтверждение актуальности реализации данного проекта
Выставка совместных работ детей и родителей на тему : «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»
Выставка фоторабот по опытнической деятельности.
Оформление альбома «Секреты воды»
Презентация результатов проекта
Оформление проекта
Предоставление материалов для конкурса
Список литературы:
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Шпотова Т. В., Старых Л. П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.
Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 1999.
Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995.
Приложение к методическим рекомендациям к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка». Сост. Шпотова Т. В., Старых Л. П., Кочеткова Е. П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.
Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
Рыжова Н. А. Непросто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс,Ю 2002 г.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
Шишкина В. А. Прогулки в притроду: Учеб. -метод. Пособие длявоспитателей дошк. образоват. учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.