Алеся Тихонова
Экологический проект «Сохраним планету» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сохраним планету»
Введение
Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
Актуальность.
Публикация «Экологический проект „Сохраним планету“ для средней группы» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и устойчивого образования всего населения планеты Земля.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды для экологически устойчивого направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
При написании проекта я ориентировались на книгу «Мои экологические привычки», автором которой является Дзятковская Елена Николаевна. Совместно с Иркутским областным отделением Всероссийского общества охраны природы автор опубликовал это издание с целью формирования в школьниках новой культуры взаимодействия с окружающим миром. В основе экологических привычек лежит Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, разработанная в 2010 году Российской академией образования. «Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 года, № 2423-р, в условиях перехода экономики страны на новую, экологически безопасную, модель, рекомендовано опираться на эту концепцию при организации образования и воспитания молодого поколения».
В проекте я поддерживаю идею автора о том, что воспитание экологической культуры должно начинаться с самого раннего детства, в семье. Взрослые, воспитывая экологическую культуру в детях без навязывания правильных решений, а выступая в роли «навигатора», дают им возможность приобретать свой личный опыт не только правильных, но и ошибочных решений. Кроме того, они предоставляют им возможность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения. Приведённые в книге экологические привычки призваны помочь сделать такой «взвешенный» выбор, который поможет избежать кризисных ситуаций во взрослой жизни.
Цель: формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений, навыков бережного отношения к природе; развитие любознательности, логического и диалектического мышления и поведения через организацию поисково - познавательной деятельности, формирование экологической культуры, бережного отношения к природе на примере экологических привычек, взятых из книги Е. Н. Дзятковской; формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире.
-Познакомить детей и родителей с книгой Е. Н. Дзятковской «Мои экологические привычки».
-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
-Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
-Дать представления о роли воды, солнца и кислорода в жизни человека и живых организмов.
-Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
-Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
-Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
-Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
-Воспитывать бережное отношение к природе – как источнику жизни на Земле.
-Развивать экологическую культуру.
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Предметная область: Познавательное развитие.
Проект групповой, долгосрочный.
Участники проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Информационная карта проекта
Структуризация проекта
Название проекта «Сохраним планету»
Автор проекта Тихонова Алеся Сергеевна, воспитатель 1 категории, ДОУ №25.
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования • Конституция Российской Федерации
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)
• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ
• Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)
• Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)
• Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007.
• Экологический кодекс Москвы от 16.06.2004
• Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»
• Конвенция о Правах ребёнка
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
• СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г.
№ 91)
• Концепция дошкольного образования
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Применяемые технологии • Технология проектного обучения
• Проблемно-модульное обучение
• Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
• Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)
• Интегрированные технологии
Формы работы • Организованная образовательная деятельность
• Беседы с детьми
• Родительское собрание
• Исследовательская деятельность
• Продуктивная деятельность
• Использование ИКТ
Учебно-методическое оснащение • Научная литература
• Методическая литература
• Нормативно-правовые документы
• Энциклопедии
Информационное оснащение • Печатные источники
• Интернет-ресурсы
Ключевые слова проекта Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.
Экологическая устойчивость – это способность экологической системы сохранять свою структуру и функции в процессе воздействия внутренних и внешних факторов. Синоним этого понятия – экологическая стабильность.
Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.
Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.
Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.
Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.
Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.
Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.
Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.
Деятельностный подход -
• Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
• Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности
Интеграция познавательных областей Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.
Предполагаемые результаты • повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
• у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
• формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
• дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.
Основные этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный этап
• Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников.
• Разработка конспектов организованной образовательной деятельности по теме проекта с использованием ИКТ, презентаций, эксперементальной деятельности.
• Подбор иллюстраций, репродукций, картин, мультфильмов.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.
• Пополнение библиотеки книг: сказок, стихов, загадок по теме проекта.
• Обсуждение с родителями проблемы и определение путей решения.
• Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
2. Основной этап.
1) Проведен организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
«Живые растения»
Цель: расширить представление детей о жизни растений; познакомить с некоторыми комнатными растениями и правилами ухода за ними; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Оборудование: комнатные растения, горшки для посадки семян, почва, пророщенные семена ржи, кувшин с водой, тёмная коробка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (К. Жане)
Знакомство с комнатными растениями
Ребята, сейчас я расскажу вам одну интересную сказку!
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
Воспитатель: В нашей группе тоже есть много разных растений, которые радуют нас своими цветами круглый год. Давайте, с вами на них посмотрим! (Воспитатель вместе с детьми ходит по группе и показывает цветы, напоминает название каждого из них).
Живые или не живые!
(Дети выходят на ковёр, выбегает Незнайка и пытается сорвать цветок из горшка)
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Я хочу сорвать себе такой цветок, у меня дома не растут цветы!
Воспитатель: Дети, разве можно рвать цветы? (Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, цветы живые, им больно. Если хочешь себе такие же, то нужно их посадить в горшок и она вырастут!
Незнайка: Ха-ха-ха, какие же они живые? Может, они умеют песни петь или танцевать? Или съесть килограмм конфет?
Воспитатель: Конфеты цветы точно не любят, а вот доказать, что они живые, мы с ребятами сможем!
Воспитатель: Дети, что нужно нам, людям, для того, что бы жить? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, нам нужен воздух, что б дышать, пища и вода, что бы набираться сил и расти, солнечный свет и забота близких людей. Сейчас мы попробуем доказать Незнайке, что всё это так же необходимо и растениям!
Посадим рожь.
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами посадим семена ржи. В один горшок мы посадим рожь, поставим горшок на подоконник и будем постоянно поливать. Во второй горшок мы посадим так же рожь, но поливать ее мы не будем. И посмотрим, как растение сможет обходиться без воды. В третий горшок мы посадим рожь, будем ее постоянно поливать, но закроем плотной крышкой, чтоб к растению не поступал воздух. А в четвертый горшок, мы посадим рожь, тоже будем ее поливать, но поставим горшок в темную коробку, что бы к растению не поступал солнечный свет.
(Дети, вместе с воспитателем и Незнайкой высаживают семена.)
Заключительный момент.
Воспитатель: Вот, мы с вами посадили четыре новых растения и через несколько дней сможем посмотреть, как действует на растения воздух, солнечный свет и вода.
Незнайка, а ты приходи к нам через неделю и мы с тобой посмотрим на все наши растения и решим, живые они или нет!
Незнайка: Хорошо, обязательно приду! Мне было с вами очень интересно, только жаль, что у меня так и не будет своего цветка.
Воспитатель: Ничего, мы с ребятами поделимся с тобой комнатным цветком, когда ты научишься за ними ухаживать!
Ребята, а мы с вами будем наблюдать за ростом ржи в разных горшках, фотографировать и потом покажем Незнайке!
2) Высадка семян ржи. Наблюдение за ростом растений с кислородом, водой и солнечным светом, без солнечного света, без воды и без кислорода.
3) Беседа с детьми о живой природе, о благоприятных и вредных факторах для живой природы.
4) Презентация для детей «Как мы загрязяем планету». Чтение художественной литературы; беседы, просмотр,иллюстраций, обсуждения.
5) Беседы: “Как мы можем вторично использовать мусор?”, “Из чего делают упаковки?”, “История упаковки”.
6)Вода - это жизнь». Беседы: "Мир воды", "Кому в природе нужна вода", "Зачем нужна вода человеку", "Как нужно беречь воду» просмотр презентаций, обучающих фильмов, применение интерактивного оборудования.
Чтение художественной литературы: Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н. А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка, С. Сахаров «Кто в море живет?.
Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река».
Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде.
7) Ознакомление родителей с книгой Е. Н. Дзятковской «Экологические привычки».
8) Продуктивнная деятельность. Каждая семья готовит презентацию или фотоколлаж по соблюдению одной из экологических привычек, представленных в книге Е. Н. Дзятковской.
Работа с родителями:
• Составление брошюры «Сохраним родную природу!».
• Проведение анкетирования родителей на тему «Экология в семье».
• Проведение дискуссии «Поговорим о природе».
Заключительный этап
- Рисование плакатов «Сохраним нашу планету», используя экологические привычкм.
- Театрализованные инсценировки по экологическим привычкам.
-Итоговое тематическое мероприятие «Сохраним планету»
Список используемой литературы:
1. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
2. Дзятковская Е. Н. Мои экологические привычки
3. Л. Г. Горькова «Сценарии образовательной деятельности по экологическому воспитанию» с5, с. 6
4.. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб. :-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил. - Прил:1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»). 6. Коломина И. В. Занятия по экологии в детском саду-М. :ТЦ Сфера, 2008-144.
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.
8. Использование ИКТ и интернет ресурсы.