Наталья Карасева
Экологический проект «Мир насекомых» подготовительной группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Мир насекомых»
подготовительной группы компенсирующей направленности
«Ягодки»
Актуальность темы:
Экологическому воспитанию в дошкольном образовании уделяется сейчас большое внимание. Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников - это формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Публикация «Экологический проект „Мир насекомых“ подготовительной группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Группы компенсирующей направленности
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.
Удивителен и разнообразен мир насекомых летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Объектом исследования в нашей группе станут насекомые.
Тип проекта : поисково-исследовательский
По времени проведения: краткосрочный (1 месяц - июнь)
По количеству участников: групповой
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели
Аннотация проекта
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых (образом их жизни, роли в многозвенной экологической цепи). Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
• Определять насекомых по внешнему виду;
• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
• Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;
• Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;
• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;
• Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связанных рассказов, в изобразительной деятельности и т. д.
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный)
1. Накопление информации по теме проекта : изучение темы, проведение консультаций, подготовка информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
2. Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
3. Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга, их образе жизни.
4. Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.
5. Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.
Формирование проблемы
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей сформированы только общие знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.
2 этап (основной)
1. Познавательное развитие.
Беседы на тему: «Мои знакомые - насекомые», «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края», «Опасные насекомые» и др.
Проблемная ситуация «Если бы ты был бабочкой?», «Пчела защищается вынуждено»
Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение насекомого»;
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К. Чуковского;
Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых.
2. Художественно – эстетическое развитие.
Пластилинография «Божьи коровки на листике», лепка «Улитка и стрекоза»
Рисование «Бабочка» (монотипия, «В траве сидел кузнечик»
Объемная аппликация «Бабочка»
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»
Конструирование из природного материала «Пчёлки»
Чтение художественной литературы Сутеев «Под грибом» Рассказы по Т. Шорыгиной «Муравей», «Пчела», «Божья коровка», «Стрекоза». Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д. Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
Театрализованные игры: инсценировка басни «Стрекоза и муравей», обыгрывание эпизодов сказки Сутеева «Под грибом»
3. Речевое развитие.
Составление описательных рассказов, загадок о насекомых;
Оформление книжек – малышек;
Заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе);
Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
Дидактическая игра «Подбери признак»
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).
Составление вместе с детьми кроссвордов
4. Трудовая деятельность
Беседы о трудолюбии, о трудолюбивых и ленивых насекомых.
Помощь взрослым в изготовлении декораций, элементов костюмов к театрализации
5. Взаимодействие с семьей воспитанников
Изготовление костюмов насекомых для театрализации
Консультации «Осторожно, клещи!», «Если ребенок боится насекомых?», «Первая помощь при укусах насекомых».
3 этап (заключительный этап)
• Итоговые мероприятия
КВН «Знатоки насекомых»
Цель: систематизировать знания детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться и т. д. Развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.
Выпуск стенгазеты «Берегите насекомых»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе и родному краю.