Башкотова Ольга Александровна
Проект «В стране Умных игр» для группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» станицы Отрадной Краснодарского края
Проект воспитателя группы компенсирующей направленности
Башкотовой Ольги Александровны «В стране Умных игр»
Актуальность проекта.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
• Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
• Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.).
• Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
• Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
• Формирование конструкторских умений и навыков у детей
• Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Новизна проекта :
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта :
• Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные
• Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
• Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
• Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
• Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
• формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Направления деятельности по реализации проекта
НОД - игра
• Знакомство с новой игрой
• Овладение игрой;
• Закрепление полученных знаний;
• Проведение игры ребенком
Игра как часть НОД:
• Интегрированное занятие
• Комплексное занятие
• Сочетание развивающих игр с другими технологиями.
• На сюжетной основе
• Фронтальные, групповые, индивидуальные.
• Занятие-диагностика.
• Анкетирование и сбор информации.
• Наглядная информация в родительском уголке.
• Тематические родительские собрания.
• Занятия-практикумы по развивающей игре.
• Совместные и открытые занятия.
• Развлечения и праздники.
• Консультации.
• Организация домашней игротеки.
•
• Игры в уголке занимательной математики.
• Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
• Игры-соревнования.
• Конкурсы смекалистых.
• Игровые турниры.
• Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
• Работа в творческой группе.
• Деловые игры, тематические дискуссии.
• Тематические педсоветы.
• Работа с информационными ресурсами в методическом кабинете.
• Самообразование.
8. Проведение открытых занятий и выступления на педсоветах и творческой группе.
9. Самоанализ проф. деятельности (опросник)
• Создание авторских игр.
• Накопление и обобщение педагогического опыта.
• Освоение и внедрение инновационных технологий.
• Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
• Функционирование уголков математического творчества.
• Организация выставок работ детского математического творчества.
• Презентация и реализация творческих мини-проектов.
• Развлечения и праздники.
• Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
• Использование игрового материала на прогулке.
• Использование игрового материала как строительно-конструктивного.
Требования к методическому обеспечению проекта
1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.
Основные принципы реализации проекта
• Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
• Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
• Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
• Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
• Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
• Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Средства обучения.
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием:
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
Наглядные Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Практические Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Заключение
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Литература:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.