наталья шмидт
Экологический проект «Маленькие огородники»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне и продолжать наблюдения за ростом растений на овощном огороде в весеннее – летний период.
Публикация «Экологический проект „Маленькие огородники“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель проекта :
Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Знакомство детей с элементарной огороднической деятельностью;
• Воспитание уважения к труду работников сельского хозяйства;
• Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями;
• Активно вовлекать семьи в образовательный процесс.
Срок реализации: январь – сентябрь
По составу участников: дети средней группы, воспитатели, родители, заместитель заведующего по ВМР.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Проблема:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
1. Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта (Приложение 1).
2. Подготовка материала для реализации проекта :
• Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
• Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Информированность родителей о предстоящей деятельности:
• Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед.
II этап - основной
Реализация проекта по комплексно-тематическому планированию
III этап - Обобщающий этап:
• итоговая презентация;
• выставка детского творчества по теме проекта;
• информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку;
• составление отчёта о проделанной работе;
• «Урожай собирай» (Приложение 2).
Обеспечение:
• детский садово-огородный инвентарь (лейки, грабельки, лопатки, ведерки);
• семена овощей, рассада овощей;
• наличие на территории МАДОУ огорода с овощными грядками;
• детская познавательная и художественная литература.
Приложение №1
Примерное комплексно – тематическое планирование проекта «Маленькие огородники»
Содержание деятельности Срок Деятельность Результат
I этап – подготовительный
Подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания Январь Чтение произведений, заучивание стихотворений Создание мини-библиотеки
Подбор репродукций, картин, открыток, фотографий, посвященный садово-огороднической деятельности Январь Рассматривание, обсуждение, проведение мини - викторины «Узнай и назови» Организация фото - выставки
Устройство стеклянной грядки Февраль Наблюдение за прорастанием семян фасоли и гороха (корневая система) Создание огорода на окне
Мини – огород на окне Февраль Посадка луковиц в землю, посев семян томатов, капусты, тыквы на рассаду
Знакомство детей с условиями выращивания рассады Март Пикировка рассады помидор, капусты в отдельные стаканчики Качество роста рассады
Подбор семян для посадки и посева на огороде Март Беседы о культурах, которые можно высадить на огороде детского сада, знакомство с сортами растений Копилка семян
Вечер загадок Апрель Разгадывание загадок об овощах Закрепление знаний
II этап - основной
Подготовка огорода (грядок) для высадки рассады и посева семян Апрель Посев семян овощных культур (редис)
Посадка картофеля.
Посев моркови, петрушки Создание грядок с разными культурами
Подготовка огорода (грядок) для высадки рассады и посева семян Май Создание грядок с разными культурами
Подготовка огорода (грядок) для высадки рассады и посева семян Июнь Высадка рассады помидор и тыквы
Посадка семян огурцов Создание грядок с разными культурами
Наблюдение за прорастанием и ростом овощных культур Май - август Изготовление схем прорастания растений Тетрадь наблюдений
Выявление потребностей растений для благоприятного роста Беседы, наблюдении, уход за растениями Изготовление схем – подсказок о видах ухода за растениями
III этап - Обобщающий этап
Конкурс «Всем овощам Овощ!» август Приготовление разнообразных салатов из овощных культур совместно с родителями (дегустация взрослыми) Дегустация блюд
Награждение за участие в конкурсе
Беседа «Советы доктора Витаминкина» август Беседа Приобщение детей к здоровому образу жизни, питанию
Конкурс «Умелые руки не знают скуки» сентябрь Изготовление поделок из овощей Совместная деятельность детей и родителей
Организация выставки
Сбор и употребление в пищу урожая июль – сентябрь Приготовление разнообразных овощных блюд Приобщение детей к здоровому образу жизни, питанию
Фотовыставка «Маленькие огородники» сентябрь Фотографии детей в момент работы на огороде Выставка
«Урожай собирай» сентябрь Исполнение музыкальных, стихотворных произведений, театральные сценки, загадки, игры Создание радостного настроения, гордость за свои достижения.