Марина Никитина
Экологический проект для старшей группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать
Экологический проект для старшей группы «Зимующие птицы»
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 9.01. 2024 -09.02.2024).
Тип проекта : познавательно – творческий.
Автор проекта : Никитина М. И.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Публикация «Экологический проект для старшей группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, двигательная, коммуникативная, работа с родителями.
Методы и приемы:
-беседы;
-наблюдения, исследования;
-установление причинно-следственных связей;
-рассматривание, сравнение, анализ;
-проблемные, поисковые вопросы;
-дидактические и развивающие игры и упражнения;
-сюжетно-ролевые игры;
-использование мультимедиа, видео-слайдов.
Условия реализации проекта :
- комплексность и системность в проведении мероприятий;
- взаимодействие детского сада и семьи;
- материально – техническое обеспечение.
Проблема:
- недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы:
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э. Н. Голованова.
В холодное время года очень остро стоит вопрос о том, что зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи для пернатых очень мало, а потребность в ней возрастает.
Длительное время в группе мной уделяется большое значение экологическому воспитанию детей. Я считаю, что необходимо воспитывать у детей с первых лет жизни гуманность, творческие способности, понимание и любовь к природе и окружающему миру в целом. Заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы.
«Любя и оберегая природу, ребенок любит и оберегает Родину, свой родной край». Именно под таким лозунгом в нашей группе проводятся все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь
именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже,
синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабленные птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен.
Тема проекта «Зимующие птицы» актуальна, ведь она позволит не только расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, их жизни, но и заложить в детях такие качества личности, как отзывчивость, искренность, бережливость.
Цель проекта : формирование представлений дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни и связи с окружающей средой.
Задачи проекта :
• Расширить представления детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в холодное время года.
• Совершенствовать навыки речевой деятельности детей.
• Пополнить развивающую среду по теме проекта.
• Привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Игра-драматизация «Кормушка – птичий теремок»
Продукты проекта :
• подборка дидактических игр, подвижных игр, настольных игр;
• создание картотек (стихи и загадки о зимующих птицах, наблюдения на прогулке);
• информационный материал в родительском уголке;
• создание папки-передвижки и консультации для родителей;
• итоговое мероприятие – театрализация «Кормушка – птичий теремок»
• презентация проекта.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• расширение кругозора у детей о зимующих птицах, их образе жизни;
• у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Для педагогов:
• повышение теоретического уровня знаний и профессионализма педагогов;
• повышение компетентности в использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе;
• самореализация, повышение творческого потенциала;
Для родителей:
• повышение заинтересованности родителей в развитии у детей любознательности, познавательной активности;
• повышение уровня знаний родителей по теме проекта
• повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
1. Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах.
Вызвать интерес к теме проекта. Воспитывать бережное и ответственное отношение к зимующим птицам.
2. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».
3. Пополнить РППС по теме проекта : альбом «Зимующие птицы»; сделать подборку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста (д/и «Птичья столовая», д/и «Чьи следы?» и т. д, изготовить опорные карточки с изображением птиц; изготовить картотеку загадок о птицах; изготовить шапочки для театрализованных игр;
4. Составить план бесед с воспитанниками
5. Составить конспекты НОД.
6. Познакомить родителей со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
7. Создать консультацию, папку-передвижку для родителей. Подобрать другую наглядную информацию.
II этап – основной
Познавательное развитие
Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Зачем помогать птицам зимой?», «Меню птиц».
ОД «Зимующие птицы».
Решение проблемной ситуаций – «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Д/ и: «Чей хвост?», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Четвертый лишний».
Опорные карточки с изображением птиц.
Наблюдения за птицами во время прогулки :
- за синицами, воробьями;
- какие птицы прилетают к кормушке, а какие на участок.
ФЭМП
ОД «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».
Д/ и: «Один- много», «Посчитай птиц», «Какая птица улетела?».
Речевое развитие
ОД «Зимующие птицы» (составление рассказа с опорой на схему).
Д/и «Хорошо – плохо», «Что лишнее», «Назови правильно», «Угадай птицу по описанию», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Кто самый внимательный».
Чтение художественной литературы:
А. Барто: «Воробей», «Вороны»;
С. Маршак: «Вороны»;
Н. Носов: «Дятел», «Вежливая галка»;
В. Бианки: «Кто чем поет» (сказка);
Сухомлинский: «О чем плачет синичка»;
М. Горький: «Воробьишко».
Сказки: «Воробей и горошина», «Как сойка едой запасалась», «Почему у сороки длинный хвост?»
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Чтение стихов, загадок по теме проекта, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Социально-коммуникативное развитие
Д/и «Чьи следы?»;
Д/и «Домино» (птицы, «Лото», «Разрезные картинки»
Театрализация: «Кормушка – птичий теремок»;
Словесные игры: «Четвертый лишний», «Хорошо-плохо».
Трудовое воспитание
Изготовление кормушки, чистка кормушки от снега, подкормка птиц.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Воробьишки и кот», «Воробьишки и автомобиль», «Зимующие и перелетные птицы», «Совушка».
Физ. минутки на НОД: «Воробушки», «Снегири», «Вот под елочкой».
Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей», «Кормушка», «Птички».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Птички прилетели на кормушку»
Рисование: раскраски о зимующих птицах.
Коллективная аппликация: «Снегири прилетели на кормушку»
Аппликация: «Буклет для родителей».
Конструктивно-модельная деятельность:
«Птички» (снегири).
Музыка: аудиозапись «Голоса птиц», слушание- «Песня про следы» из мультфильма «Маша и медведь».
Работа с родителями:
Авторская консультация для родителей «Чем кормить птиц зимой?»
Авторская папка-передвижка «Домашнее задание «Зимующие птицы»
Консультации: «Кормушки для птиц своими руками», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Зимующие птицы».
Акция: «Заботимся о птицах».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы с ребенком тему проекта?»
Задание на дом: На воскресных прогулках в парке понаблюдать за зимующими птицами, пополнить кормушки кормом, принести в детский сад книги о птицах.
III этап - заключительный
• Выставка детского творчества по теме проекта.
• Проведение итогового мероприятия - театрализация «Кормушка – птичий теремок».
• Анализ выполнения проекта.
• Подведение итогов проекта.
Результаты реализации проекта :
• Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, название, внешний вид, чем питаются).
• Пополнилась развивающая среда группы (литературой, иллюстрациями, стихами, загадками, рассказами о птицах, дидактическими играми, наглядным и игровым материалом).
• Дети стали любознательны, повысилась познавательная активность,
коммуникативные навыки, творческие способности.
• Воспитанники и родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Заключение:
Проводя наблюдения за птицами, мы с детьми сделали следующие выводы:
- В городе рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, вороны, снегири, сороки. Редко появляются свиристели.
- Зимуют в городе не все птицы, а только те, которые приспособлены к суровым погодным условиям.
- Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки и подкармливая птиц.
Проект «Зимующие птицы» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая, познавательно-исследовательская деятельность, направленная на расширение кругозора детей и активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие
способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребенка. Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине. Оно обогащает детей чувствами нравственности, доброты, любви, учит наблюдательности, развивает мышление и воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом «Родина».
Список литературы:
1. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» М., 2002
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» М., 2016
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
4. Маханева М. Д. «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М., 2004
5. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду».