Наталья Плахтеева
Конспект ООД «Зимующие птицы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц и обобщающего понятия «Зимующие птицы».
Задачи:
Обучающие: закреплять знания детей о зимующих птицах и необходимости их подкармливать.
Воспитательные: воспитание любви, любознательного и бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект ООД „Зимующие птицы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать понимание взаимосвязи всех живущих на земле. Учить видеть красоту мира, деревьев и птиц.
Интеграция образовательных областей: «социально - коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на прогулке;
- беседы о зимующих птицах;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение познавательных рассказов о птицах;
- беседы о семейных прогулках выходного дня в скверах и парках нашего города.
Материалы к занятию:
- иллюстрации с изображением зимующих птиц;
- картинки с изображением снегирей и синичек;
- материалы для художественно-творческой деятельности.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у зимы три братца-месяца. Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, а знаете, как в старину на Руси назывались эти месяцы.
Ответы детей.
Воспитатель. Декабрь - студень (так как этот месяц студеный, морозный, холодный) .
Январь - просинец (в это время день начинает прибавляться и в небе начинает проглядываться синева, то есть просинь в небе). Январь - самый холодный месяц года. На него приходится три "больших холода": Рождественские морозы (7 января), Крещенские морозы (19 января) и Афанасьевские морозы (31 января) .
Февраль — снежень (так как в это время много снега), бокогрей.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и всем вместе полюбоваться зимним пейзажем. Ребята, скажите, кого из живых существ можно увидеть зимой в городских скверах, парках и на улицах в городе?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Каких зимующих в нашем крае птиц вы видели и можете ли вы назвать их?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как живётся птицам зимой, и как мы можем им помочь?
Ответы детей.
На приготовленных к занятию картинках с изображением птиц воспитатель просит детей найти птичек, о которых говорится в загадках.
Всюду снег, но эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птичку мы зовём
Красногрудым … (снегирём)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Чёрный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щёчки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Жёлтая грудка –
Это (Синичка)
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а кто может сказать, от какого слова происходит название снегирь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно – снег. А в каких словах ещё присутствует это слово (снег, снегурочка, снеговик) .
Физминутка «Птички»
Воспитатель предлагает прослушать стихотворение Шорыгиной Т. про снегирей, а потом ответить на вопрос, с чем сравниваются птички в стихотворении?
Хорошо будет, если дети объяснят, на чём основано это сравнение.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо на берёзе?
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
После рассматривания иллюстраций можно продолжить чтение стихотворения П. Барто «Зимняя птица – розовый снегирь».
В следующей части занятия воспитатель беседует с детьми о том, почему человек заботится о птицах зимой, почему хочет обогреть птиц («прикрыть рукой», как герой стихотворения), почему в зимние холода птицы могут стать ручными.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что зимой мы можем слышать, как на деревьях как будто звенят колокольчики? Не знаете? Так послушайте стихотворение «Птичья ёлка» Александровой З.
Воспитатель. Теперь вы поняли, что за «колокольчики» имеет в виду автор, догадались, что со звоном колокольчиков сравнивается щебетание птиц?
Воспитатель. Ребята, для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Художественно-творческая деятельность. Изготовление птички из бумаги
Необходимые материалы:
- картон цветной;
- бумага цветная;
- листы ярких рекламных журналов;
- ножницы;
- клей
Когда художественно-творческая деятельность будет окончена, детские поделки можно разместить на коллективном панно или на дереве, чтобы дети могли полюбоваться маленькими птичками
Вопросы детям
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Как мы можем заботиться о птицах?
В конце занятия воспитатель предлагает детям вместе со своими родителями постараться устроить кормушку и подкармливать птиц во дворе, парке, около дома.