Марина Матвеева
Основы духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена перестройкой экономической, социальной, политической жизни страны, изменением условий жизнедеятельности человека и, как следствие, состояния общества, в котором наряду с позитивными изменениями возникают и отрицательные проявления: состояние нравственности, разрушение традиционных нравственных ценностей и отсутствие истинных ценностных ориентиров, преобладание ценностей западной культуры, противоречащих менталитету русского и российского народов. Все это не способствует полноценному развитию личности.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, к государству, к миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Главная цель духовно-нравственного воспитания современного поколения – содействие становлению способности к саморазвитию, саморегуляции, самоуправлению человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями.
Период от рождения до поступления в школу является, по мнению специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, образное мышление, творческое воображение, эмоционально-окрашенное поведение, активное деятельностное отношение ребенка к миру – все это благоприятные предпосылки для нравственного развития человека. Именно поэтому ранний и дошкольный возраст – время появления первых нравственных представлений, чувств, поступков. Первые нравственные представления, способы поведения, усвоенные в детстве, оказывают большое влияние на становление и развитие личности во все последующие периоды жизни.
Становление в дошкольном возрасте основ, базиса личной культуры происходит в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Начиная с дошкольного возраста доступны к пониманию и реализации следующие ценности:
1. Патриотизм, гражданственность: понимание ценности своей родины (страны, малой родины. Природе, людям, своему городу, своему краю, чувства гордости за свое Отечество, малую родину, сохранение мира и защита Родины от врагов, необходимость беречь, защищать природу, богатства страны.
2. Человечество: признание ценности человеческой жизни, уважительного, терпимого, справедливого, милосердного, равноправного и т. д. отношения к другим людям.
3. Семья: понимание ценности семейных отношений, любви, верности, поддержки, взаимопомощи, уважения, заботы.
4. Труд и творчество: положительное отношение к труду, трудовой деятельности, целеустремленности, н7астойчивости, бережливости.
5. Наука: познание мира, расширение кругозора, развитие любознательности, познавательных интересов.
6. Традиционные российские религии: уважение к правам и свободам верующих людей, развитие представлений о традициях, праздниках, играх, произведений искусства, народных сказок и фольклоре своего и других народов.
7. Искусство и литература: познание эстетической и этической сторон окружающей действительности через художественные образы, возможности находить примеры для подражания и утверждения в нравственном поведении.
8. Природа: понимание ценности Земли ка родного дома для всех жителей Земли, природы родной земли. Заповедной природы, важности нести ответственность за окружающую среду, бережное к ней отношение.
Задачи духовно-нравственного развития детей:
1. Приобщение детей к познанию духовно-нравственных ценностей, различению добра и зла как основу саморегуляции и самоуправления.
2. Формирование у детей знаний о родном крае: природа, история, культура, традиции, обычаи, искусство.
3. Содействие развитию эмоциональной сферы, основы для развития патриотических чувств.
4. Воспитание у детей активной деятельной позиции к окружающему миру.
Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей:
1. Принцип развивающего образования
2. Системный поход
3. Личностно-ориентированный подход.
4. Деятельностный подход.
5. Принцип культуросообразности.
6. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников.
7. Индивидуально-дифференцированный подход.
8. Принцип толерантного, уважительного отношения к другим.
9. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса.
Перечисленные принципы определяют направленность, содержание, технологические и организационные основы системной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Решение задач духовно-нравственного воспитания и развития возможно в условиях разных форм организации образовательного процесса: занятия, режимные процессы, самостоятельная деятельность, при сотрудничестве с семьей.
Технологии и методики, используемые в работе: проектирование, элементы ТРИЗ, игровые. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное. Способы познания: сенсорные, игровые, экспериментирование.
Главным ресурсным условием решения данной проблемы является компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.
Задачи духовно-нравственного развития детей и содержание работы с детьми в этом направлении реализуются во всех образовательных областях.
Список литературы:
1. Г. Г. Григорьева. Духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольника в современных социокультурных условиях. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2011.
3. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества: учебно-методическое пособие/под ред. Г. Г. Григорьевой. – Часть 1. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.