Романюта Татьяна Петровна
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух невидимка вокруг нас»
Паспорт проекта
1. Тема: «Воздух»
2. Тип проекта : проектно - исследовательский
3. По характеру контактов: дети, педагоги, родители воспитанников
4. По количеству участников: коллективный
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. По возрасту : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
6. По продолжительности: 6 месяцев (с 1 марта по 1 августа)
7. Предмет исследования: воздух вокруг нас.
Цель проекта : сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Обучающий компонент. Воздух вокруг нас. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышит человек и животные. Свойства воздуха. Летающие животные (птицы, насекомые, звери).
Воспитательный компонент. Знание источников загрязнения воздуха на своей территории понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным.
Задачи:
- значение воздуха в жизни человека и других живых организмов;
- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, познакомить детей с летающими зверями, насекомыми и другими животными;
- вызвать интерес к созданию коллективных работ «Летающие животные»;
- развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Реализация проекта
Первый этап: анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Второй этап: Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей, подбор диагностических методик.
Третий этап: Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
Четвертый этап (заключительный) : анализ проделанной работы, выявление уровня развития исследовательских навыков детей, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы знания о том:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
В результате реализации проекта дети будут уметь :
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
6. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Работа с детьми:
Первая неделя марта:
• На прогулке: наблюдение, беседа о воздухе (какой он, видим ли мы его или ощущаем).
•Чтение художественной литературы. А. Волков «Волшебник изумрудного города»
•Художественное творчество (рисование «Какой бывает ветер»).
Вторая и третья неделя марта:
•Чтение литературы. А. Волков «Волшебник изумрудного города»
• Тема: «Летающие животные».
Первая неделя апреля:
• Наблюдение в окно: обратить внимание детей на то, что дует сильный ветер, как я это определила?
•Чтение художественной литературы «Волшебник Изумрудного города»
Вторая неделя апреля:
•Разучивание стихотворения;
• НОД «Не птицы, а летают»
Третья неделя апреля
•Рассматривание иллюстраций перелетных птиц;
•Составления небольшого рассказа по картине.
• Продуктивная деятельность: рисование «Такой разный ветер»
Четвертая неделя апреля:
• Игра-драматизация: «Кошкин дом».
•Фотографии опытов с воздухом
Первая неделя мая:
•Отмечаем изменения в альбоме.
• Продуктивная деятельность с использованием различных круп
Вторая неделя мая:
• На прогулке: наблюдение за весенним ветром
• Просмотр презентации «Земля до наших времен»
• Оформление выставки детско-родительских работ на тему о летающих животных
Третья неделя мая
• Беседа: «Заповедники Тульской области»».
• Игра: «Коршун и наседка»
Четвё ртая неделя мая:
• На прогулке: беседа: «Чистый воздух и вода – богатство страны»
•Работа на экологической тропе
Первая неделя июня:
•Наблюдение на улице.
• Игра: «Кто у нас в гостях?»
• Эксперимент: «Такой разный воздух».
Вторая неделя июня:
• Наблюдение на улице: «Что изменилось?
•Чтение стихов детьми фрагмента С. Маршака «Разноцветная книга».
Третья неделя июня:
•Наблюдение на улице (ветреный день)
• Продуктивная деятельность: рисование «Цвета радуги».
Четвертая неделя июня:
•Игра на улице «Летает, не летает»
•Рассматривание альбома с фотографиями
Первая неделя июля:
• Оформление музея ветра
•Оформления альбома.
Вторая неделя июля:
•Отметить изменения в природе
• Наблюдение на прогулке: «Ветреный день»
Третья неделя июля:
•Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями
Четвертая неделя июля:
• Подведение итогов работы над проектом
• Создание презентации на тему «Воздух»
•Создание мини-проектов с детьми и родителями «Летающие животные»
Взаимодействие с родителями:
• Анкетирование.
• Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в постановке сказок по сказкам К. И. Чуковского
• Подбор художественного слова, загадок.
• Выставка рисунков.
• Выставка иллюстраций, фотографий.
• Индивидуальные беседы.
•Создание совместно с детьми папок о разнообразных летающих животных.
Работа с сотрудниками:
• Семинар – практикум «Как знакомить детей с явлениями неживой природы (на примере воздуха)» (с использованием ИКТ)
• Консультация «Как создать музей воздуха»
• Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)
Заключение:
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Стали бережнее относиться ко всему окружающем, проявлять эстетические чувства- умения и потребности видеть и понимать прекрасное.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.