Елизавета Залевская
Экологический практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51»
Экологический практико-ориентированный проект
«Земля – наш дом родной»
Автор проекта : воспитатель
Залевская Елизавета Романовна
г. Хотьково, 2014 – 2015 год.
Актуальность проекта : Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология приоритетное направление в наем детском саду, экология имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Публикация «Экологический практико-ориентированный проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
• создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
• развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
• развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода. лес, почва, благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
• развивать умение и навыки работать с природным материалом;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта : один год.
Участники, партнеры проекта : воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Этапы реализации проекта :
1 этап - аналитический (август - сентябрь)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный (ноябрь-декабрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и проведение итогового мероприятия, праздник «Земля – наш общий дом».
Ожидаемые результаты проекта :
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Формы работы по реализации проекта :
• наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
• создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
• познавательное чтение;
• «Уроки доброты»;
• конкурсы и викторины, КВН;
• продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
• лаборатория (опыты и эксперименты);
• выпуск экологический газеты «Покормите птиц»;
• день (неделя) "Волшебная экология души";
• инсценировки и театрализации;
• экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• эколого-познавательный праздник «Земля – наш общий дом».
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:
• Экологическая тревога
• Экологические знаки
• Экологическая тропа
• Экологическая газета
• Итоговое мероприятие
Планкарта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет
Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной
составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога
Много листьев на участке детского сада Решение проблемных
ситуации, что нужно делать,
чтобы стало меньше мусора
на улицах города.
Чтение О. Солопова
«Приключение кота Леопольда и его друзей в
лесу» Трудовой десант
«Посадка саженцев
деревьев в чистом
дворе»
2. Экологические знаки Просмотр и обсуждение презентаций Составление
презентаций знаков
для детей.
3. Экологическая тропа Викторина «Чистюля» Фото сессия на тропе
4. Экологическая газета Рисование листовок к пословицам и поговоркам. Знакомство с народной
мудростью: пословицами, поговорками о
бережном
отношении к
природе.
Акция: «Столовая для пернатых или Покормите птиц» (октябрь-ноябрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога
птицы голодают Решение проблемных ситуаций. Конкурс кормушек.
2. Экологические знаки Создание презентации «Зимующие и перелетные птицы» Изготовление
памяток - листовок
«Покормите птиц
зимой»
распространение
среди детских садов»
3. Экологическая тропа Зеленый патруль. Викторины. Экскурсии. Составление
презентаций о
птицах
4. Экологическая газета Рисование экологической газеты.
Разучивание стихов о
Птицах Конкурс
Остановка «Птичий
домик»
Подборка стихов
«Покормите птиц
зимой»
Акция: «Елочка - хозяйка леса» (декабрь)
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1, Экологическая тревога
ель просит защиты Получение из леса посылки. Выпуск листовок и
распространение в
детском саду.
2. Экологические знаки Рисование запрещающих знаков для презентаций Презентация
«Ёлочка - хозяйка леса»
3. Экологическая тропа Украшение елей красными ленточками
Цикл наблюдений за елью. Установка знаков на экологической тропе.
4. Экологическая газета «Спасаем лес - сохраняем планету» Сочинение «Как мы спасали ель»
Новогодний праздник «В гости к елки».
Акция: «Земля - голубая планета» (февраль-март)
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога
кран - кап, кап, кап. Просмотр документальных фильмов о воде. Организация
медиотеки «Вокруг
вода»
2. Экологические знаки Закладка для книг «Помни о
воде» «Поделись опытом» - семейный патруль.
3. Экологическая тропа Исследовательская
деятельность «Вода в
природе».
Развивающие игры с капелькой воды. Составление картотеки игр о воде.
Презентация
водоёмов на
семейной
экологической тропе.
4. Экологическая газета Защита плакатов «Вода - это жизнь» Выпуск листовок «Берегите воду»
Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение – праздник «Земля – наш общий дом» (апрель). Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.