Ольга Пышненко
Экологический проект для детей логопедической группы «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Планета Земля - наш дом. Экология планеты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост.
Цель проекта
Продолжать формировать у детей научно – познавательное, эмоционально – нравственное, практически – деятельное отношение к окружающей среде.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у дошкольников представлений о научно – естественной картине мира.
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, его значимостью для всего живого на планете Земля.
Учить взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
Вовлекать дошкольников в природоохранную деятельность.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей к миру природы.
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, память, мышление.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в продуктивной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение детей к природе, природному наследию родного края.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к природе.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательский,
творческий,
игровой.
По содержанию:
естественно-научный.
По характеру содержания:
включает ребёнка и его семью, ребёнка и природу.
По числу участников проекта:
включает 14 детей, воспитателей, родителей.
По продолжительности:
долгосрочный.
По характеру участия ребёнка в проекте:
эксперт, исполнитель.
По характеру контактов:
осуществляется в старшей группе, в контакте с семьёй.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Цель подготовительного этапа:
Разработка программно – методического материала для развития детской активности.
Составление плана проекта
Создание предметно – развивающей среды
Диагностика компетентностей детей
Родительское групповое собрание
Подбор дидактического материала
Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед, опытно – экспериментальной деятельности
Сбор литературы научно – популярного и научно – художественного характера
Подбор детских литературных произведений
2 этап – основной
Цель основного этапа:
Внедрение материала по теме проекта в образовательный процесс.
1. Постановка перед детьми проблемного вопроса с целью мотивации детей на исследование и совместное с воспитателем целеполагание предстоящей деятельности
2. Реализация основных видов деятельности по намеченному плану:
проведение непосредственно образовательной и опытно - экспериментальной деятельности
чтение познавательных сообщений и проведение бесед
работа в уголке книги
организация разных видов труда
проведение дидактических, подвижных игр
чтение художественной литературы
развитие продуктивной деятельности
проведение работы с родителями
3 этап – заключительный
Цель заключительного этапа: оценка эффективности проекта.
Диагностика компетентностей детей в рамках темы проекта
Беседа о перспективах реализации данного проекта с детьми, родителями, педагогами
Презентация продукта проектной деятельности
Реализация проекта
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие у дошкольников познавательных интересов, повышение уровня интеллектуального развития через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и развитие познавательно - исследовательской деятельности.
1. Занятия:
«Глобус – модель Земли»
«Стороны Света»
«Вода – это жизнь»
«Воздушная оболочка Земли»
«Экологическая лестница»
«Растительный и животный мир Земли»
2. Опытно – экспериментальная деятельность
«Почему всё падает на Землю»
«Определение формы Земли»
«Почему бывает день и ночь, лето и зима?»
«Голубое небо – чудо Земли»
3. Познавательные сообщения
«Как древние люди представляли себе Землю»
«Подземные сокровища»
4. Беседы
«Небо, облака»
«Океаны и моря – богатство Земли»
«Берегите Землю»
5. Экскурсии
«Планетарий в детском саду»
6. Работа в уголке книги
Организация выставки книг, посвящённых планете Земля
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря дошкольников, развивать навыки связной речи, совершенствовать диалогическую форму речи,формировать интерес и потребность дошкольников в чтении (восприятии) книг.
Составление и отгадывание загадок
Составление описательных рассказов о животных, птицах, населяющих планету
Заучивание стихотворений о Земле
Знакомство детей с пословицами и поговорками природоведческого характера
1.Чтение произведений современных авторов:
А. Лопатина «Приключения маленькой капельки воды», «Сказки матушки Земли»
Т. А. Шорыгина «Экологические сказки»
Н. А. Рыжова «Не просто сказки», «Природа – наше богатство»
В. И. Чернякова «Письма из леса»
2. Чтение произведений классических авторов:
В. Бианки «Хвосты», «Игры и пляски», «Подкидыш», «Теремок», «Поганки»
М. Пришвин «Золотой луг», «Ёж», «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята».
Г. Скребицкий «На лесной полянке», «В зимнюю стужу»
3. Чтение научно – художественной и научно – популярной литературы
Ананьев Г. С., Берлянт А. М. «Планета Земля»
Бондарев Л. Г. «Звёзды и планеты»
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Цель: продолжать формировать у детей положительное отношение к труду через развитие трудовой деятельности и воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,продолжать формировать у дошкольников основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
1. Трудовая деятельность
«Юные помощники Земли»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Работа логопеда Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426924986.jpg)
2. Ручной труд
Изготовление макета Земли техникой «Папье – Маше».
Изготовление цветов из фетра, хлопчатобумажных и шерстяных ниток (работа в кружке «Очумелые ручки»)
Беседы
«Опасная вода»
«Как вести себя в природе»
«Красная Книга Земли»
«Опасные природные явления»
«Ядовитые растения»
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Образовательная технология Планета Земля наш дом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925035.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Экология планеты Природа планета Земля экология Проекты проектная деятельность Экология природа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925060.jpg)
Развитие игровой деятельности
Цель:развивать интерес дошкольников к различным видам игр экологического содержания, развивать самостоятельность, инициативу, творчество, обеспечивать всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре.
Дидактические игры
1. Игры с предметами:
«Поможем Чебурашке»
«Я знаю пять названий»
«Бывает - не бывает»
2. Словесные игры:
«Когда это бывает?»
«Четвёртый лишний»
3. Настольно – печатные игры:
Лото «В мире животных»
«Целый год»
«С какой ветки детки?»
«Земля и Солнечная Система»
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Проекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Не секрет что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925579.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Неутолимая жажда новых впечатлений любознательность постоянное стремление экспериментировать искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925604.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925648.jpg)
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Цель: продолжать формировать у дошкольников интерес к эстетической стороне окружающей действительности, способствовать удовлетворению детской потребности в самовыражении.
Развитие продуктивной деятельности
1. Рисование и аппликация
Тематический цикл «Времена года»
«Планета Земля. Вид из Космоса».
«Обитатели планеты Земля»
Аппликация с элементами рисования
«Дадим шар земной детям» (коллективная работа)
«Мир вокруг нас» (аппликация с использованием наклеек)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка его личностный рост](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925793.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Цель проекта Продолжать формировать у детей научно познавательное эмоционально нравственное практически деятельное отношение к окружающей среде](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925814.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Задачи проекта Образовательные Формировать у дошкольников представлений о научно естественной картине мира](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925853.jpg)
Образовательная область
«Физическое развитие»
Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой через воспитание потребности дошкольников в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Подвижные игры:
«Солнышко»
«Берёзка»
«Море волнуется раз»
«Ручеёк»
«Земля, огонь, вода, воздух»
«Ходят капельки по кругу»
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Познакомить с разнообразием растительного и животного мира его значимостью для всего живого на](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426925989.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Планета Земля наш дом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426926009.jpg)
Музыкальное сопровождение проекта
П. И. Чайковский. Цикл «Времена года»
А. Вивальди. Музыкальный цикл «Времена года»
М. И. Глинка. «Жаворонок»
Э. Григ. «Ручеёк»
В. Моцарт. «Цветы»
Г. Свиридов. Музыкальный цикл «Метель»
Ю. Чичков. «Волшебный цветок»
В. Шаинский. «Облака»
Д. Кабалевский. «Наш край»
Ю. Антонов. «Не рвите цветы»
Работа с родителями
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье»
Помощь родителей в оформлении плаката «Мы – жители планеты Земля»
Помощь в организации книжной выставки по теме проекта
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Экология планеты планете Земля](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426926173.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Учить взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104401-1426926198.jpg)