Екатерина Дидиченко
Практико-ориентированный проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб.
Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включающая в себя широкий спектр форм и методов работы. Организация огороднической деятельности детей дошкольного возраста – одна из сторон данной системы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе через осознанную, собственную трудовую деятельность.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вот и пришла весна! Ярко светит солнце, оживились птицы, вся природа в ожидании тепла. Вот и в нашем детском саду вырос огород на окне, появились зелёные пёрышки лука.
Особой популярностью среди выращиваемых дошколятами культур пользуется лук: он наиболее наглядно иллюстрирует изменения, происходящие в процессе роста, а также с удовольствием употребляется ребятами в пищу в качестве витаминной добавки.
Во время прогулки мы подобрали сломанные веточки и принесли их в группу, и пытались их оживить. Теплая водичка, солнышко из окна свое дело начали делать. На некоторых веточках уже проклюнулись почки.
Такая познавательная деятельность дает не только возможность воспитанникам изучать вегетативный процесс и жизнь растений, но и прививает детям любовь к природе, бережное к ней отношение.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Интеграция образовательных областей:
1. Позновательно-речевое
2. социально - личностное направление – развивать умение действовать сообща, формировать умение договариваться, планировать и обсуждать полученные результаты; воспитывать доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься самостоятельно выбранным делом. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе.
3. Социально-эстетическое направление
Тип проекта :
• краткосрочный.
Вид проекта :
• познавательно - творческий.
Продолжительность: 1-1.5 месяца.
Участники проекта :
• дети подготовительной к школе группы,
• родители, воспитатель,
• музыкальный работник.
Возраст детей: 6-7 лет.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я, 4-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 5-6 я неделя.
№ Мероприятие Цели
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме.
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ
4 Практическая деятельность : посадка лука, редиса. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
5 Опыт – наблюдение за ростом лука, редиса, укропа. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
6 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
7 Опыт- наблюдение за ростом лука, редиса в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука и редиса (свет, вода, тепло).
8 Рассматривание семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам
9 Практическая деятельность : выращивание рассады (редис, укроп, лук). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
10 Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
11 Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
12 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.
13 Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
3 ЭТАП -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
17 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
18 Анализ результативности
Этапы реализации проекта.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. Дети научились сажать и ухаживать за луком, редисом, укропом.
3. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
5. Дети увидели многообразие посевного материала.
6. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
7. В группе был создан огород на окне.
8. Дети стали более уважительно относиться к труду.
9. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Приложение
1. Сказка о редиске.
2. Стихи, загадки об овощах.
3. Полезные сведения об овощах.
4. Дневники наблюдений.
5. Фото отчёт о проделанной работе.
Стихи, загадки пословицы и поговорки об овощах.
ПРО РЕДИС
Жаль, что так отходит быстро
Раннею весной редиска.
Очень вкусная в салатах,
Аппетитная, ребята,
Со сметанкой и с олией,
Перемешанная с луком.
Не еда, а эйфория,
Просто музыка без звука.
На столе у нас сюрприз –
Мама принесла редис,
Приготовила салат
Для своих любимых чад.
Со сметанкою и луком –
Восхитительная штука.
Быстро мы его съедим,
Потому что есть хотим.
Маму поблагодарим
И салатик повторим.
**
Вызываем мы на бис
Скромный овощ наш редис.
Хоть не очень видный он,
Но весь мир ним увлечен.
Все растят и все хотят
Накормить своих ребят.
Только лишь придет весна
Поднимается страна,
Чтобы засадить поля.
Пусть рождает нам земля
Небывалый урожай.
Не ленись, дружок, сажай
Аккуратненько и быстро
ПРО УКРОП
У укропа и петрушки
Чудо ушки на макушке.
Распустив свои косички
Они дремлют по привычке,
Распластавшись томно, сладко
На политой нами грядке.
Бодренькие, свеженькие,
Призывные, неженки.
Приходи и собирай
Свой зеленый урожай.
Про укроп
У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию ложить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.
***
Чтобы не было проблем,
Я укропа много ем.
Лечит он живот, желудок,
Сердце, печень и сосуды.
Прямо доктор Айболит,
Если что-нибудь болит.
Про применение укропа
Он используется всюду
В наших первых-вторых блюдах.
И приносит радость людям,
Давно, в качестве приправы,
Мы гордимся им по праву.
Придает он привкус пище
Замечательный, дружище.
Как показывает опыт
Вся еда вкусней с укропом!
***
Зонтики-головки!
Кружевные пальчики,
По всей грядке ловко
Разбежались мальчики.
-вы куда бежите? Стоп!
Я хочу сорвать…. (укроп)
***
В огороде хрупкий зонт
Вверх к солнышку растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп» -
Нам ответит кудрявый…. (укроп).
ПРО ЛУК
***
С ЛУКОМ ДРУЖАТ ВСЕ СПОРТСМЕНЫ,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зелёный овощ – лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах
Привкус он даёт особый.
Ты не веришь нам?
Попробуй!
***
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь много мук!
Жжёт глаза и жжёт язык
Заставит плакать в один миг.
***
На букву «Л» тут зреет лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
***
У меня есть друг,
Он от 7 недуг!
Это - вкусный и полезный,
Жёлто-золотистый друг.
***
На грядке зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её покрошим в суп,
Приправа эта – зелёный….(лук).
1. Лук во щах – и голод прощай.
2. Вырастишь лук от 7 недуг.
3. В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь.
4. Лук с чесноком – родные братья.
Сказка про Редиску
Не далеко, не близко
Жила-была Редиска.
С белым кончиком, румяна.
Так весною долгожданна!
Весёлая красавица.
И знала, что всем нравится.
Любила петь и танцевать,
Ещё на скрипочке играть.
К ней часто гости приходили,
Чаёк из самовара пили.
Все приносили, кто что мог:
Кто торт, а кое-кто пирог.
Собрались как-то у стола:
Сверчок и добрая пчела,
Зелёный паучок-сосед.
Редиска рада:
- Всем, привет!
Тут быстро стол она накрыла,
Гостей всех чаем угостила.
На скрипочках с сверчком вдвоём
Сыграли танго, вальс потом.
Так было весело у них,
Что даже ветерок притих.
Он вместе с ними танцевал.
Скворец на дереве свистал.
Но вдруг, откуда не возьмись,
Лягушка – прыг!
-Ой, берегись!
Вся в бородавках, злая Жаба:
-Ква – ква! Вас видеть всех я рада!
Сначала съем я паучка,
За паучком – сразу сверчка!
Пчелу оставлю на десерт…
Редиска – даст сейчас концерт!
Уселась Жаба, тяжко дышит.
Кто бедных пленников услышит?
Кто к ним на помощь поспешит,
Кто от злодейки защитит?
Скворец всё видел. Он – храбрец.
На Жабу бросился боец.
Её он клювом стал клевать,
Стал злую бабу прогонять.
Он чёрной молнией носился,
Победный клич вкруг разносился.