Марина Пихтулова
Практико-ориентированный проект «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека 21 века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. То того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Проблема.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Я — человек“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Факторы окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребенка. Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР – органов, и другие заболевания. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально – экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно – образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте.
Анализ состояния здоровья воспитанников группы помог выявить проблему – у детей отсутствует интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Дети мало задают вопросов о самом себе, о строении организма.
Цель проекта – формирование у дошкольников мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье через знания об особенностях человеческого организма.
Задачи:
1. Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков через создание благоприятных гигиенических условий, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности.
2. Ознакомление детей со строением тела и его особенностями.
3. Укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
4. Формирование положительной оценки самого себя, воспитание гордости, что «Я – человек», интереса к дальнейшему познанию себя.
Участники проекта:
- воспитатели группы;
- воспитанники группы;
- родители;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физ. воспитанию;
- мед. сестра.
Сроки реализации проекта: 17 – 28 июня 2015 г.
Этапы работы
1 этап – подготовительный.
Мероприятия:
1. Постановка проблемного вопроса «Как сохранить здоровье?» (17.06)
2. Анкетирование родителей (17.06-19.06)
«Условия здорового образа жизни в семье»,
«Состояние здоровья вашего ребенка»
3. Беседа по принципу 3 –х вопросов: (17.06-18.06)
*Что мы знаем о здоровье?
*Что мы хотим узнать о здоровом образе жизни?
*Как нам это сделать?
3.1. Деятельность детей: Планирование деятельности детьми, при возможности участия взрослого, как партнера, определение средств реализации проекта.
4. Организация бесед на темы:(17.06-18.06 (в утреннее и вечернее время совместной деятельности детей и воспитателя)
* «Мое тело»
* «Как я появился на свет»
* «Путешествие в Организм человека»
* «Это я» (по фото)
4.1. Деятельность детей: Распределение детей на группы:
1) совместный с родителями сбор материала о роли зрения в жизни человека.
2) совместный с родителями сбор материала о роли слуха в жизни человека.
3) совместный с родителями сбор материалов о том, как мы чувствуем запахи.
4) совместный с родителями сбор материалов о том, что можно почувствовать кожей
2 этап – практический.
Мероприятия:
1. Сбор материалов о строении и функциональных возможностях своего тела (19.06-24.06)
1.1. Деятельность детей: Распределение детей на группы:
1) Совместно с воспитателем проводят опыт «Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека».
2) Совместно с воспитателем проводят опыт «Определить расположение «тепловых» и «холодовых» точек на разных участках кожи (ладонь, лицо)
3) Совместно с воспитателем проводят опыт «Упражнение в различении цветов и пищи по запаху».
4) Совместно с воспитателем проводят опыт «Определение вкусовых зон языка».
2. Проверка того, что делают дети.
3. Беседы с родителями об оказании помощи детям (19.06-24.06)
3.1. Деятельность детей: Совместный с родителями сбор информации, чтение художественной и энциклопедической литературы, закрепление обобщающих понятий «люди», «мужчина», «женщина».
4. Просмотр фильма «Строение тела»,рассматривание атласа «Тело человека». (21.06)
4.1. Деятельность детей: Уточнение представлений о строении человеческого тела и назначения отдельных частей тела, упражнения по таблице с контурной схемой тела человека, проведение дидактических игр «Для чего человеку нужно?», «Отгадай, что это?» (подбор предметов к действиям)
5. Экскурсия в бассейн детского сада. (25.06)
5.1. Деятельность детей: Распределение детей на группы:
1) Проводят наблюдение за водными процедурами.
2) Медсестра проводит беседу о пользе закаливающих процедур, которые включают в себя посещение бассейна.
6. Проведение игровых релаксационных упражнений (в течение реализации проекта)
6.1. Деятельность детей: Принимают активное участие в упражнениях:
- «Шишки»; (для снятия напряжения)
- «Холодно – жарко»;
- «Сорви яблоко»;
- «Муравей»;
- Обучение родителей различным релаксационным упражнениям на разные группы мышц.
7. Изготовление альбома «Это я» (используя рисунки и фотографии). (24.06-28.06)
7.1. Деятельность детей: Вместе с родителями делают альбом «Это я»:
- сбор фотографий с изображением ребенка и его семьи;
- сбор рисунков, различных работ;
- совместное с родителями составление «Генеалогического древа семьи».
8. Проведение НОД «Вот я такой». (26.06)
8.1. Деятельность детей:
- Принимают активное участие в НОД, заучивают основные понятия: части туловища, головы, руки, ноги;
- игры «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных», игра «Назови, чего у человека по два», игра «Назови ласково», подвижная игра «Что вы делали, расскажем, после этого покажем», игра «Что для чего нужно?», игра «Четвертый лишний», игра «Отгадай, что это?»
9. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (17.06-28.06)
9.1. Деятельность детей:
* Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультурно – оздоровительные занятия;
- спортивные игры;
- пешие прогулки.
* Гигиенические и водные процедуры:
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- посещение бассейна.
* Свето – воздушные ванны:
- проветривание помещений (в т. ч. сквозное);
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
* Диетотерапия:
- рациональное питание.
* Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы:
- коррекция поведения.
* Спец. закаливание:
- босоножье;
- дыхательная гимнастика.
* Активный отдых:
- каникулы;
- развлечения и праздники.
* Подвижные игры:
«Силачи», «Муравьи», «Перешагивание через ноги», «Сосед, подними руку», «Кто быстрее?», «Дедушка, мой дед».
10. Проведение мероприятий по различным разделам программы: познавательное развитие, беседы, игровая деятельность, продуктивная деятельность, художественная литература, речевые игры и упражнения, физическое воспитание. (17.06-28.06)
10.1. Деятельность детей:
* Беседы на тему: «Мое тело», «Как я появился на свет?», «Путешествие в организм человека», «Я взрослею», «Как мы устроены», «Это я».
* Организация дидактических игр: «Узнай себя», «Мой портрет», «Угадай, кто это?», «Кто как на свет появился», «Определи, что это такое», «Найди пару».
Сюжетно – ролевые игры «Больница «Диагностический центр»», «Семья», «Кафе».
* Продуктивная деятельность: рисование «Мои друзья», «Моя семья», «Наша кукла», «Это я», «Портрет», Лепка: «Дети с мамой и папой идут на праздник», «Дети играют на участке д-с», «Буратино».
* Аппликация: «Хоровод матрешек», «Моя семья», «Портрет мамы», «Свой портрет».
* Конструирование: человек из бумаги и из бросового материала.
3 этап – заключительный.
Мероприятия:
1. Презентация проекта: (28.06)
Совместный с родителями праздник «Мама, папа и я – здоровая семья».
1.1. Деятельность детей: Совместно с родителями готовятся к выступлению во время проведения презентации
- Игра – эстафета «Не знаешь научим – не умеешь покажем»,
- Рассказ на тему «Вот я какой»,
- Демонстрация альбома «Это я» (с использованием рисунков и фотографий)
Возможные риски:
Не все родители будут принимать участие в работе над проектом. Для их активизации будут проводиться индивидуальные беседы и консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей, их вниманию будут предложены рекомендации по стратегии формирования у детей представления о здоровье и воспитанию активного поведения с целью укрепления здоровья.
Предполагаемый результат:
1. Дети будут соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
2. Детьми будут усвоены основные культурно – гигиенические навыки.
3. У детей будут сформированы представления о здоровом образе жизни
4. У дошкольников будет сформирована положительная оценка самого себя, воспитано чувство гордости за звание «Человек». Ребенку будет интересно познавать себя.
Литература:
1. С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина «Мой организм» (Методические рекомендации и программа «Я – человек» для подготовки детей к школе, М., Владос, 2001 г.
2. И. Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (методическое пособие для ДОУ, М., Творческий Центр Сфера, 2004 г.
3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманинова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М., Творческий Центр Сфера, 2005 г.
4. Детские энциклопедии.