Алёна Бахметова
Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира…»
Публикация «Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
К сочинению экологических сказок нас натолкнул проект «Играем вместе» по речевому развитию дошкольников. Основной целью этого проекта было создание родителями совместно с их детьми сказки на любую тему. Когда мы рассмотрели совместные работы родителей с детьми, то оказалось, что большинство детей создают сюжеты и образы сказок, связанные с живой и неживой природой, т. е. использовали свой личный жизненный опыт и создавали не сказки, а рассказы о животных. Исходя из этого мы начали создавать экологические сказки, используя следующие формы и методы работы: 1)показ воспитателем какого-либо сюжета с дальнейшим придумыванием сказки совместно с детьми, 2) рассказывание сказки по данному образцу, 3) сочинение сказки по модели, 4) придумывание сказки самостоятельно.
Используя беседы, наблюдения за объектами природы, чтения художественной литературы по данной тематике, конструктивно- продуктивной деятельности, экспериментальной деятельности личный опыт детей постоянно обогащался. Основной целью экологических сказок является формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природой, познание окружающего мира, воспитание чувства причастности к благополучию в природе, умение думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранения ее богатства и красоты.
Основными задачами экологических сказок является : 1)развивать экологические знания и умения детей; 2)расширять экологическую культуру поведения; 3)формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней; 4) воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; [№1]
Постепенно мы пришли к выводу, что создание экологических сказок возможно не только ситуативно, а имело бы некий спроицированный характер. Экологическая сказка выходила на новый уровень интеллектуального развития детей, где вместо стандартных методов использовалось интерактивное оборудование. Поэтому в нашей работе по экологическим сказкам мы использовали интерактивное оборудование, в котором можно менять новизну сюжета, использовать необычные персонажи, управлять их действиями и конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.
Наиболее интересным детям оборудованием является интерактивная песочница. Интерактивная песочница включает в себя уникальные игры для развития детей, которые помогают развитию большого числа важных качеств ребенка. С помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами, появляются животные, скелеты динозавров и многое другое. Экологические сказки дают детям возможность изучить географию, строение земли, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память и логику.
Наша работа по экологическим сказкам на интерактивной песочнице строилась по следующим темам: 1) «Сказочный мир» - где дети сочиняли сказку «Садик для Дюймовочки», они могли изменить ландшафт, построить свою волшебную страну, изменять явления неживой природы. 2) «Времена года» - сказка «Братья месяцы», здесь дети могли выбрать любое время года и любой месяц, могли изменить ход событий в живой и неживой природе. 3) «Источники воды» - сказка «Как люди речку обидели», там дети заглянули во времена ледникового периода. 4) «Океан» - дети фантазировали с обитателями морских глубин. 5) «Сафари» - дети разыгрывали сказку «У кого шея длиннее», там они изменяли сюжет сказки, где пустыня могла превратиться в тропики. 6) «Вулкан» - с помощью этой функции дети совершили путешествие в центр Земли сказка «Вот труба – над нею дым».
Следующим видом интерактивного оборудования, который мы использовали в работе с детьми является развивающий комплекс : «Творческая мастерская», которая включает в себя следующие виды деятельности: 1) Пальчиковое рисование сказки детьми на панели с подсветкой. Здесь из песка дети придумывали различные сюжеты сказок : «Солнышко в гостях у тучки», «Путешествие колобка» 2) Теневой театр: сказка «Чей дом лучше» где из готовых фигурных форм дети могли создать разнообразные конфигурации на панно.
В развивающем комплексе «Наураша» - в ходе придумывания сказки дети могли сами влиять на рост растений и узнавали, какие факторы для этого им необходимы, сказка «Ходит капелька по кругу», «Приключение маленького цветочка». С помощью определенных датчиков, смарт-доски и проектора экологическая сказка приобретала большую маштабность, наглядность и доступность в построении сюжета.
Одним из нововведений стало рисование песком на стекле. Это увлечение идеально подходит для детей разных возрастов. Комплекс помогает им развиваться в различных направлениях: улучшать память, внимание, моторику рук, пространственное и образно-логическое мышление, совершенствовать творческий потенциал, воображение и восприятие. Это самое доступное для детей интерактивное оборудование, где при создании образов эко-сказок на песке, дети могли не только изменять яркость и цвет изображений, но и отобразить сюжет любой сказки. Детьми были проиграны сказки : «Мишка косолапый», «Сказка про тучку», «Травинка -путешественница». [№ 2]
Проводимая нами работа, доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствию ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Литература:
1. «Год экологии детям» программа, Материалы научно – практической конференции. - Н. Новгород, 2017. – 361 с.
2. «Не просто сказки, Н. А. Рыжова, Экологические рассказы, сказки и праздники- М., Линка- Пресс, 2002 г. – 192 с.
3. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Т. М. Бондоренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.
4. «Экологическое воспитание младших дошкольников», С. Н. Николаева, - М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.