Елена Стратонова
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Под экологическим воспитанием понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
З. Н. Мишанина дает следующие определения понятий экологического воспитания и образования дошкольников :
Публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Экологическое воспитание-это процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы. Оно строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, на понимании зависимости жизни и состояния от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека.
2. Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природной среде.
Основными задачами экологического воспитания являются :
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер.
3. Воспитание гуманного отношения детей к природе.
Одним из средств экологического воспитания является художественная литература. Ее особенность заключается в том, что у детей создается эмоциональное отношение к отраженным в ней явлениям окружающего мира. В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок…Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем…»
Интерес детей к экологической сказке можно сформировать опираясь на новые сюжеты, интересных героев, необычный результат и концовку сказки. Кроме этого важны доступность материала и увлекательная форма повествования. Перемещение в сказках центра внимания с человека на живую природу, которая является средой обитания, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Н. А. Рыжова указывает на то, что сказки впитывают в себя исторический опыт человечества.
При работе со сказкой необходимо обращать внимании на две основные задачи:
1. Понять и разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания.
2. Помочь ребенку проявить свои чувства, полнее их выразить, а также создать условия, в которых могло бы проявиться его содействие героям сказки.
В основе использования сказок лежит возможность видоизменять их в зависимости от поставленной задачи. А основным фактором понимания сказки является чувственный опыт общения детей с природой.