Айгуль Тюлегенова
Презентация «Труд как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд, как средство экологического воспитания дошкольников
Слайд 2
Радость труда - могучая сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство… В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3
Задачи трудового воспитания дошкольников (Л. В. Куцакова)
Публикация «Презентация „Труд как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Задачи
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОССЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ
Слайд 4
Формы организации трудовой деятельности в природе
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Слайд 5
Дежурства - позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Слайд 6
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
ТРУД «ОБЩИЙ» - при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно (объединяет общее задание и общий результат). 1 ЦЕЛЬ 2 РЕЗУЛЬТАТ 3
ТРУД «РЯДОМ» - разные цели разный результат
ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» - наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности. Цель, как и в общем труде - единая. ЦЕЛЬ 1 2 3 РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 7
В последнее время отмечено, что дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, дневниках наблюдений.
Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества; Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении.
В связи с этим я бы хотела поделиться опытом работы на примере старшей группы и рассказать о теоретической части и значении труда в природе для детей дошкольного возраста.
Слайд 8
Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. С это целью в группе создали уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе
Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело, назначаю дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека. Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, опрыскивают, обрывают сухие листья.
При оценке труда дежурных обязательно учитываю и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.
Слайд 9
На подоконнике нашей группы мы разместили огород для посадки культурных растений, которые в дальнейшем будут высажены на нашем участке. Он также служит местом для наблюдений.
Слайд 10
Осенью дети помогают в уборке на участке, убирают мусор и опавшие листья, переносят его в определенное место.
Слайд 11
Зимой укрываем корни деревьев и кустарников снегом, чистим дорожки. Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешивали на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки, зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели.
Слайд 12
Весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мусора и поломанных веточек. Также мы высаживаем на грядки выращенную своими руками рассаду. Активное участие принимают родители, выполняя тяжелую работу (вскапывают землю под цветники, грядки) показывая своим примером, как надо относиться к порученному им делу. После этого вместе с детьми высаживаем на грядки семена и выращенную своими руками рассаду. Все лето вместе с детьми ухаживали за цветниками на участке и грядках на огороде: поливали, проводили прополку, собирали семена, урожай. Собранный урожай даром не пропал, отнесли его на кухню для приготовления обеда.
Слайд 13
Трудовая деятельность наших детей стала носить естественный характер, что особенно ценно сейчас, содержание труда всегда интересно для них, так как они видят его значимость. Правильный труд привлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, приобрести уверенность в собственных силах, я заметила, что в процессе труда самые непоседливые дети становились целеустремленными и активными. Все это способствует тому, что правильно организованная трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на социально – нравственное и экологическое воспитание ребенка, способствует возникновению доверительных отношений между родителями, воспитателями, детьми. Воспитывает у детей интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Слайд 14
В заключение хотелось бы зачитать слова педагога Василия Александровича Сухомлинского «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Спасибо за внимание!