Ольга Савельева
Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно, поэтому мы уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей, основными задачами которого являются:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Публикация «Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Одним из важных условий решения этих задач, повышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo и природоохранного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда, часть из которой представлена в виде экологического уголка «Эколята».
Экспозиция уголка содержит природоохранную и экологическую направленность и носит сезонный характер. Вашему вниманию представлен уголок в весенний период.
Прежде всего, дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, причинно-следственными связями, без которых невозможно экологическое образование. Этому способствует календарь природы, созданный своими руками. Дети сами могут передвинуть стрелки, выставить дату, сделать записи в журнале наблюдений. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их схематическое мышление. По схемам (алгоритмам) с помощью воспитателя дети могут составить рассказ «Погода сегодня», «Времена года», «Животные весной» и др.
В уголке находится интересная информация о животных, птицах, растениях в весенний период, большой набор картинок и иллюстраций, собранный в папки, способствующий формированию системы экологических знаний и представлений. Здесь же дети найдут информацию о том, что весной нужно очень бережно относиться к животным, т. к. в этот период рождаются малыши; не подходить к гнездам птиц, не брать в руки яйца; не рвать первые весенние цветы, многие из которых занесены в Красную книгу; а также информацию о правилах поведения на природе. На основе полученных знаний дети придумывают правила поведения в природе и создают знаки о правилах поведения в природе.
Почетное место в уголке «Эколята» занимает Красная книга. Вместе с ребятами была создана папка «Красная книга Ивановской области», гербарии «Растения нашего края», «Лекарственные растения». Такой вид деятельности воспитывает бережное отношение к природе родного края и прививает детям любовь к малой Родине.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играют комнатные растения нашего уголка и «Огород на окне». В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. Детям очень нравится наблюдать за растениями, поэтому мы проводим с ними опыты и эксперименты, которые затем фиксируем в дневниках наблюдений с помощью рисунков, схем.
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для труда (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.)
В экологическом центре собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.
В течение каждого сезона реализуются различные экологические и природоохранные проекты: «Огород не окне», «Береза-символ России» и другие. Итоговыми продуктами проектов являются праздники, презентации, викторины, коллекции, макеты, лэпбуки, выставки рисунков и поделок, фотовыставки. Регулярно проводятся акции: «Эколята - дошколята спасают лес», «Собери макулатуру - сохрани дерево», «Каждому певцу - по дворцу».
Экологическая лаборатория способствует расширению и углублению представлений детей о природе. В уголке экспериментальной деятельности находится постоянная выставка интересных коллекций и редких предметов (ракушек, камней, шишек, семян, листьев, плодов растений, оборудовано место для хранения приборов и материалов (природного, бросового, неструктурированного, место для проведения опытов. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность на практике освоить простейшие навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
Отдельно хочется сказать о сказочных героях, «Умнице», «Шалуне», «Тихоне», и «Ёлочке», которые помогают в игровой форме, через сказку решать много важных задач: воспитывать экологическую культуру, формировать систему ценностного отношения к природе, ее животному и растительному миру, развивать творческие способности.