Елена Олейник
Проект «Зелёные сказки». Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Зелёные сказки»
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство
воспитания экологической культуры дошкольников.
Этапы реализации проекта
Установочный этап (анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах, изучение практики организации праздников и развлечений данной тематики в ДОО, анализ используемых в практике методов воспитания и образования и др.)
Основной этап (планирование работы, осуществление организационной и педагогической деятельности, проведение мероприятий)
Обобщающий этап (обобщение результатов реализации цели и задач проекта)
Публикация «Проект „Зелёные сказки“, Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель проекта: приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе
Основные задачи
- совершенствовать экологические знания детей;
- поддерживать интерес к познанию окружающего мира;
- формировать ответственное отношение к своему земному дому, развивать определённые нормы и социально-значимые мотивы поведения;
- воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;
- создавать педагогические условия для реализации творческого потенциала детей в музыкальной деятельности;
- способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой через музыкальные образы
- доставлять детям радость от участия в музыкально-экологических досугах
Актуальность проблемы
В последнее время проблемы экологии в мире выходят на первый план, а экологическое воспитание детей становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации.
Как помочь дошколятам преодолеть расхождения между знаниями детей моральных норм и их реальным поведением? Ведь важно, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение
к событию. И здесь помощью в решении серьёзных воспитательных и образовательных задач могут стать музыкально-экологические досуги
в ДОУ.
Именно спланированные педагогами развлечения в доступной для дошкольников форме помогут усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.
С этой целью мною была составлен проект «Зелёные сказки» (музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников)
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб она расцветала
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Музыкально-экологические досуги - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение тематических досугов служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о природе своей страны. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Музыкальные экологические праздники поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой поддерживает у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы и окружающему миру. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формируя его личность. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злым, голодным волком, то красивым, нежный цветком, трусливым зайцем, неуклюжим косолапым медведем. Музыкальные движения способствуют не только закреплять знания экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств - любви, симпатии, состраданья, восхищения, удивления - созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал или площадка детского сада, нарядные костюмы создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.
Важность в таких мероприятиях не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий,
в сознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Как показывают многие исследования, Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не стольковоспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий,осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию. Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.
Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.
Разработка проекта
1. Составление календарного и тематического планирования работы
Музыкально-экологические досуги планируются с учётом общих задач музыкально-эстетического и экологического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану (см. ниже)
Проект долгосрочный (один год)
2. Определение длительности проведения музыкально-экологических досугов
Опыт показывает, что при правильном сочетании различных видов деятельности (это песни, музыкально-ритмические движения, восприятие музыкальных произведений экологической направленности, игра на музыкальных инструментах и др.) во время проведения досугов дети прекрасно справляются с полным объёмом работы, сохраняя устойчивость внимания до 30 – 40 минут.
3. Выбор методов и приёмов работы
При организации и проведении досугов экологической направленности важно учитывать следующие моменты:
- взаимодействие ребёнка с окружающей средой, природой;
- совместная деятельность педагога и ребёнка;
- опора на опыт ребёнка и формирование этого опыта;
- опора на детские интересы и потребности;
- погружение ребёнка в определённую тему или проблему
Познание объекта природы начинается с наблюдения. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.
Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.
Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.
При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для проведения досугов я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка, его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию.
4. Проведение музыкально-экологических досугов «Зелёные сказки»
Музыкально-экологические досуги проводятся регулярно, завершая или сезон или какой либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, весеннему возрождению, летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания. Мы с педагогами проводим собеседования и консультации по теме, привлекаем родителей к созданию пособий по экологии, костюмов животных насекомых к экологическим сказкам, организуем выставки детских рисунков и поделок совместно с родителями.
На наших экологических праздниках встречаются и общаются дети, родители и педагоги. Здесь проводятся игры, викторины, конкурсы, поются песни о природе, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. Ребёнок получает социальный опыт общения с родителями и другими взрослыми. Родители видят своего ребёнка на фоне других детей, соотносят свои действия с действиями других родителей. Родители знакомятся с практическими приемами работы педагога в той или иной ситуации (разрешает конфликт между детьми, инструктирует ребенка для выполнения задания). Родители имеют возможность почувствовать очарование детства, получают опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком, все эмоции переживают вместе, ощущают рядом друг друга.
Практическая часть проекта
Перспективный тематический план
Месяц
Тема итоговых мероприятий
Сентябрь
Октябрь
«Что у Осени в лукошке»
Осенняя сказка
Ноябрь
Декабрь
Экологическое музыкальное развлечение
с элементами викторины
«Знатоки природы»
Январь
Февраль
Досуг-путешествие «В зимний лес мы пойдём и друзей там найдём»
Март
Апрель
Театрализованная музыкальная постановка «Разбудили мы Весну»
Май
Экологическая музыкальная сказка «Как ребята – эколята лесупомогали»
Июнь
Июль
Летний праздник «Большая вода»
Развлечение «Аптека тётушки Пчелы»
Результаты
проектной деятельности
Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике и работа в этом направлении продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы,
По итогам диагностики дети стали более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми. Диагностика уровня сформированностипредставлений о природе показала положительную динамику; повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.
Литература, программы, методики и технологии,
используемые в разработке проекта «Зелёные сказки»
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.
3. Бердникова Н. В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Лучшие сценарии; Академия Развития – Москва, 2008
4. Картушина М. Ю. Весенние детские праздники; Сфера – Москва, 2013
5. Николаева С. Н Методика экологического воспитания дошкольников, М. : - Академия, 2005
6. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры», - М. : ТЦ Сфера, 2016
7. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа», - М. : Карапуз-Дидактика,2005