Получи документы

Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников

Вера Зворыгина
Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С ранних лет человек должен познавать природу и непременно учиться ее любить, оберегать и разумно пользоваться.

Несколько лет назад об экологическом воспитании дошкольников так остро речь не шла. Сегодня это новое направление педагогики дошкольного детства. Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания ко всем живым существам на планете [1].

Публикация «Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Правильная педагогическая организация процесса познания играет важную роль при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Педагоги детского сада отдают себе в этом отчет и конечно ищут новые средства экологического воспитания, которые смогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одним из важных компонентов по экологическому воспитанию является развивающая среда и в частности создание экологической тропы, которая выполняет развивающую, познавательную, эстетическую, нравственную и оздоровительную функции.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными, как пределах группового помещения детского сада, так и на улице. Поэтому на территории нашего детского сада, пока еще не в полной мере, создана экологическая тропа. Она служит важным дополнением к знаниям, приобретенным на занятиях. Ознакомление детей с природой на экологической тропе – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Поняв особенности взаимоотношений ребенка и природы, мы развиваем в нем лучшие человеческие черты [2].

Цель экологической тропы : формирование экологической культуры и природоохранного сознания у детей.

Задачи:

- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющих знаний;

-формирование умения ухода за птицами и животными;

-учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

-воспитание эстетических чувств;

-воспитание любви к природе, к своей малой родине.

Экологическая тропа, находящаяся на территории нашего детского сада состоит из шести объектов и предусматривает работу с детьми с младшего дошкольного возраста. Для работы на тропе разработан специальный «Паспорт экологической тропы». Он содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов: одна для педагогов, вторая для детей. Тут же дается описание объектов тропы по заданным схемам. Так, при описании растения даются его характеристики, как произошло названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

В качестве объектов экотропы были выбраны :

- «Лесная опушка» ( деревья: березки, тополь, клен, рябина) знакомство с видами деревьев их пользе и свойствах данного дерева;

- «Зеленая аптека» (крапива, подорожник, календула, ромашка) для знакомства с лекарственными растениями (проведение наблюдений за ростом, созреванием растений – целителей, какую они имеют ценность для здоровья, как и когда их собирать для сушки);

- «Птичий городок» (кормушки, скворечники, где происходит наблюдение и забота (в зимнее время) за птицами;

- «Метеостанция» (ветряной рукав, флюгер, дождесборник, солнечные часы, термометр, барометр, экспериментальная площадка) где происходит наблюдение и изучение явлений природы (движение облаков, направление и силы ветра, наличие выпавших осадков, изучение почвы,песка) предсказание погоды на ближайшее время, проведение различных опытов;

- «Огород» (кабачки, помидоры, горох, морковь) расширение знаний об овощах: рост, созревание, уборка, польза для человека;

- «Цветник» (различные цветы в клумбах) дети получают первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

- «Фитонцидный уголок» (ель, сирень, мята) оздоровительный участок засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Основным средством познания для дошкольников является игра. Поэтому на экологической тропе детей встречает старичок – Лесовичок и в игровой форме знакомит детей с окружающей природой. Через обучающие ситуации, экологические беседы, наблюдения, экскурсии, экологические конкурсы и викторины, чтение художественной литературы, опыты, проигрывание и обсуждение ситуаций, труд в природе, коллекционирование; экологические досуги, развлечения, праздники, игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные) ребята узнают о воде, воздухе, почве, солнце, растениях, животных.

Иногда возникает вопрос: надо ли посещать все объекты тропы сразу? Конечно, нет. За одну прогулку можно посетить и 3 объекта и один. Всё зависит, во-первых, от возраста детей и во вторых от цели мероприятия. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные объекты, если же конкретная цель (например, исследовать пень или муравейник, то ограничиваться только одним объектом. Немаловажно помнить об интегрированном подходе к мероприятию: свои впечатления об увиденном и услышанном на экологической тропе дети могут выразить на занятиях по музыке, изобразительной, подвижных играх. Таким образом, у детей развивается мышление, речь, память, а самое главное – прививается чувство прекрасного, любовь к природе, рождается желание её беречь.

Мы совершаем прогулки по тропе не только для того чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь ее обитателей, полюбоваться ее красотой. Нельзя рвать цветы, ломать ветки, разрушать птичьи гнезда, муравейники, уничтожать насекомых, разводить костры и т. д. Для этого составили природоохранные знаки. В основе запретов лежит понимание того, что растения, животные, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя вторгаться.

Рядом за оградой детского сада возле жилого дома мы видим результаты пагубного влияния человека на природу (вытоптанные и замусоренные участки). Здесь мы не только наблюдаем природу, но и можем анализировать деятельность человека.

Работу по экологическому воспитанию проводим в тесной взаимосвязи с семьями своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитание экологически грамотного человека. Родители участвуют: в изготовлении элементарного оборудования для организации экологической тропы, в субботниках по облагораживанию территории детского сада; в акциях «Покормите птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», в конкурсах, развлечениях, праздниках.

Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста :

- познакомиться наглядно с разными процессами, которые происходят в природе;

- живые объекты изучать в натуральном природном окружении;

- обрести навыки простых исследований по экологии;

- осмыслить связь живых организмов с внешней средой, наблюдать их жизнь, и их взаимное влияние.

Литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – Москва : Сфера, 2011.

2. Воронкевич, О. А Добро пожаловать в экологию / О. А Воронкевич. - Сакт – Петербург : Детство - Пресс, 2008.

Публикации по теме:

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил.

Организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности и принципов построения развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Презентация «Труд как средство экологического воспитания дошкольников» Труд, как средство экологического воспитания дошкольников Слайд 2 Радость труда - могучая сила. В годы детства ребенок должен глубоко.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Составила :Бондарь А. П. воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского.

Роль предметно-развивающей среды в применении модели развивающего воспитания и обучения дошкольниковРоль предметно-развивающей среды в применении модели развивающего воспитания и обучения дошкольников Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников .

Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа как одна из форм экологического воспитания Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных.

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольниковЭкологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных.

Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 12:17
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вера Зворыгина (УИ 1017090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД