Вера Зворыгина
Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С ранних лет человек должен познавать природу и непременно учиться ее любить, оберегать и разумно пользоваться.
Несколько лет назад об экологическом воспитании дошкольников так остро речь не шла. Сегодня это новое направление педагогики дошкольного детства. Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания ко всем живым существам на планете [1].
Публикация «Экологическая тропа как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Правильная педагогическая организация процесса познания играет важную роль при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Педагоги детского сада отдают себе в этом отчет и конечно ищут новые средства экологического воспитания, которые смогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одним из важных компонентов по экологическому воспитанию является развивающая среда и в частности создание экологической тропы, которая выполняет развивающую, познавательную, эстетическую, нравственную и оздоровительную функции.
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными, как пределах группового помещения детского сада, так и на улице. Поэтому на территории нашего детского сада, пока еще не в полной мере, создана экологическая тропа. Она служит важным дополнением к знаниям, приобретенным на занятиях. Ознакомление детей с природой на экологической тропе – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Поняв особенности взаимоотношений ребенка и природы, мы развиваем в нем лучшие человеческие черты [2].
Цель экологической тропы : формирование экологической культуры и природоохранного сознания у детей.
Задачи:
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющих знаний;
-формирование умения ухода за птицами и животными;
-учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
-воспитание эстетических чувств;
-воспитание любви к природе, к своей малой родине.
Экологическая тропа, находящаяся на территории нашего детского сада состоит из шести объектов и предусматривает работу с детьми с младшего дошкольного возраста. Для работы на тропе разработан специальный «Паспорт экологической тропы». Он содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов: одна для педагогов, вторая для детей. Тут же дается описание объектов тропы по заданным схемам. Так, при описании растения даются его характеристики, как произошло названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников.
В качестве объектов экотропы были выбраны :
- «Лесная опушка» ( деревья: березки, тополь, клен, рябина) знакомство с видами деревьев их пользе и свойствах данного дерева;
- «Зеленая аптека» (крапива, подорожник, календула, ромашка) для знакомства с лекарственными растениями (проведение наблюдений за ростом, созреванием растений – целителей, какую они имеют ценность для здоровья, как и когда их собирать для сушки);
- «Птичий городок» (кормушки, скворечники, где происходит наблюдение и забота (в зимнее время) за птицами;
- «Метеостанция» (ветряной рукав, флюгер, дождесборник, солнечные часы, термометр, барометр, экспериментальная площадка) где происходит наблюдение и изучение явлений природы (движение облаков, направление и силы ветра, наличие выпавших осадков, изучение почвы,песка) предсказание погоды на ближайшее время, проведение различных опытов;
- «Огород» (кабачки, помидоры, горох, морковь) расширение знаний об овощах: рост, созревание, уборка, польза для человека;
- «Цветник» (различные цветы в клумбах) дети получают первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
- «Фитонцидный уголок» (ель, сирень, мята) оздоровительный участок засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Основным средством познания для дошкольников является игра. Поэтому на экологической тропе детей встречает старичок – Лесовичок и в игровой форме знакомит детей с окружающей природой. Через обучающие ситуации, экологические беседы, наблюдения, экскурсии, экологические конкурсы и викторины, чтение художественной литературы, опыты, проигрывание и обсуждение ситуаций, труд в природе, коллекционирование; экологические досуги, развлечения, праздники, игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные) ребята узнают о воде, воздухе, почве, солнце, растениях, животных.
Иногда возникает вопрос: надо ли посещать все объекты тропы сразу? Конечно, нет. За одну прогулку можно посетить и 3 объекта и один. Всё зависит, во-первых, от возраста детей и во вторых от цели мероприятия. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные объекты, если же конкретная цель (например, исследовать пень или муравейник, то ограничиваться только одним объектом. Немаловажно помнить об интегрированном подходе к мероприятию: свои впечатления об увиденном и услышанном на экологической тропе дети могут выразить на занятиях по музыке, изобразительной, подвижных играх. Таким образом, у детей развивается мышление, речь, память, а самое главное – прививается чувство прекрасного, любовь к природе, рождается желание её беречь.
Мы совершаем прогулки по тропе не только для того чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь ее обитателей, полюбоваться ее красотой. Нельзя рвать цветы, ломать ветки, разрушать птичьи гнезда, муравейники, уничтожать насекомых, разводить костры и т. д. Для этого составили природоохранные знаки. В основе запретов лежит понимание того, что растения, животные, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя вторгаться.
Рядом за оградой детского сада возле жилого дома мы видим результаты пагубного влияния человека на природу (вытоптанные и замусоренные участки). Здесь мы не только наблюдаем природу, но и можем анализировать деятельность человека.
Работу по экологическому воспитанию проводим в тесной взаимосвязи с семьями своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитание экологически грамотного человека. Родители участвуют: в изготовлении элементарного оборудования для организации экологической тропы, в субботниках по облагораживанию территории детского сада; в акциях «Покормите птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», в конкурсах, развлечениях, праздниках.
Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста :
- познакомиться наглядно с разными процессами, которые происходят в природе;
- живые объекты изучать в натуральном природном окружении;
- обрести навыки простых исследований по экологии;
- осмыслить связь живых организмов с внешней средой, наблюдать их жизнь, и их взаимное влияние.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – Москва : Сфера, 2011.
2. Воронкевич, О. А Добро пожаловать в экологию / О. А Воронкевич. - Сакт – Петербург : Детство - Пресс, 2008.