Дубовик Галина Геннадьевна
Экологическая культура в дошкольных учреждениях в системе непрерывного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура в дошкольных учреждениях в системе непрерывного образования.
В настоящее время имеется огромное количество (около 600) определений понятия «культура». В них представлены ценностно-диалогические, нормативно-социологические, деятельностно-рациона-листические и другие подходы к рассмотрению сущности этого явления. Например, при нормативно-социологизаторском подходе культура рассматривается как система норм, правил поведения, традиций, ритуалов, обрядов, ряда предписаний в поведении людей. При этом личность должна обладать определенным набором качеств, позволяющих усваивать эту систему. Воспитание, опирающееся на такой подход, приобретает формально-нормативный характер, что фактически приводит к отчуждению, а не приобщению человека к культуре.
Публикация «Экологическая культура в дошкольных учреждениях в системе непрерывного образования» размещена в разделах
Наиболее же привычное нам содержание понятия «культура» как воспитание в процессе образования, развивающую и корректирующую природу личности. Как отмечает Н. А. Рыков (1978, «культурный человек всем обязан образованию, это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой».
К сожалению, в трудах некоторых педагогов и сейчас наблюдаются устремления свести экологическое образование к привитию детям некоего набора норм и правил поведения в природе, не обременяя детей познанием сущности экологических законов природы. Но экологическая культура в системе непрерывного образования и в целом и в дошкольных учреждениях в частности должна рассматриваться как система ценностно-ориентированных, предметных экологических знаний, деятельности и отношений. Именно так должно характеризоваться содержание экологического образования дошкольников.
Задолго до возникновения самого понятия «экологическая культура», многие выдающиеся педагоги и методисты, а в частности А. Я. Герд, Б. Е. Райков, П. И. Боровицкий, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, Зверев, И. Н. Пономарева, Д. И. Трайтак, А. И. Никишов, Н. Д. Андреева, говорили о необходимости формирования у детей естественно-научного мировоззрения, нравственного, эстетического и экологического воспитания как важнейших составных частей, обосновывающих фундамент для развития экологической культуры, взращиванием которого необходимо заниматься именно в дошкольных учреждениях. Воспитателям, основываясь на знания возрастной физиологии и психологии в сензитивные периоды развития дошкольников необходимо вводить практическую и исследовательскую деятельность в природных условиях и окружающей среде. Именно в такие периоды необходимо обращать внимание детей на фоновых представителей, реликтовых и эндемичных видов флоры и фауны нашего региона, на особенности их физиологии в зависимости от сезонных изменений природы, удивительные природные явления и т. д. Большое значение имеет именно привлечение внимания детей, формирование интереса к природе и желания к ее изучению.
Экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке. Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать.
Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит к гибели цветов зимой и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей.
Таким образом, экологическая культура может свидетельствовать о сформированности ответственного отношения дошкольников к окружающей среде и к природе в целом, к материальным, духовным и социальным ценностям, поэтому приобщение дошкольников к экологической культуре является актуальной задачей дошкольных учреждений в системе непрерывного экологического образования. Экологическая культура свидетельствует о способности к природосообразной деятельности и ответственном поведении с учетом знаний о законах жизни природы. Но, реализация в полной мере целей экологического воспитания невозможна без взаимодействия и полного сотрудничества с родителями. Родители принимают активное участие: собирают рисунки, фотографии, готовят с детьми поделки из природного материала, мастерят кормушки для подкормки птиц зимой. В партнерстве и тесном сотрудничестве мы добьемся одной цели - воспитывать дошкольников с крепким фундаментом экологических знаний и ценностных ориентировок.
Литература.
1. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. – М. : АПН РСФСР, 2016. – 166 с.
2. Леднев B.C. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. – М. : Высшая шк., 2016. – 223 с.
3. Половцов В. В. Основы общей методики естествознания. – Л. : Огиз, 1925. – 320 с.
4. Концепция дошкольного экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, // И. Т. Суравегиной // Зеленый мир. - 2014. № 13.