Олеся Сингелейцева
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительном у образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
Публикация «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
-интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки на ребенка.
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности -лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников. Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ
Кружок-это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).
Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
-образовательную - каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
-социально – адаптивную - занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха».
-коррекционно – развивающую - воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
-воспитательную - содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
-Уставом ДОУ;
-Образовательной программой ДОУ;
-Положением о кружке;
-Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
-Планом работы кружка на год;
-Списком детей;
-Расписанием деятельности;
-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
-организация рабочего пространства;
-возможность детей заниматься по своим силам и интересам;
-игровой характер подачи любого материала.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
-Фронтальные занятия (групповые)
-Экскурсии
-Тематические прогулки
-Развлечения, досуги
-Участие различного уровня конкурсах
Кружки могут быть различной направленности:
1)Физическое развитие
2)Социально-личностное развитие
3)Познавательно-речевое развитие
4)Художественно-эстетическое развитие
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
-интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
-возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия такого рода занятиях;
-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки на ребенка.
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятия произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А. В. Запорожец
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.