Алеся Чистова
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях.
[/h3]
План.
1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.
2. Виды планирования работы по математическому развитию.
Публикация «Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.
Объем знаний дети усваивают на протяжении всего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы распределить равномерно: на все года обучения и в течении одного учебного года. В этом и поможет нам планирование. Можем дать несколько определений планированию:
• планирование – одна и функций управления,
• планирование – это деятельность педагога,
• планирование – это определение последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы с указанием необходимых средств, форм и методов работы.
Таким образом, план представляет собой систему комплексных мер, подчиненным единым целям. Отсюда значение планирование работы:
1. дает возможность сделать процесс обучения целенаправленным, т. е. осуществить дидактические принципы.
2. осуществляет взаимосвязь процесса обучения и воспитания.
3. усвоить программу всем детям и каждому ребенку в отдельности (благодаря коллективным и индивидуальным формам работы).
При планировании работы педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это определяет принципы планирования:
1. Учет педагогических условий: возрастного состава группы, уровня развития детей.
2. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
Исходя из принципов, определяются требования к планированию:
умение ориентироваться в «программе»;
умение сочетать программные задачи;
умение определять последовательность решения программных задач;
учет общих возрастных и индивидуальных особенностей;
знание методики решения программных задач.
[Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. - М. :
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под редакцией Столяра А. А. – М. Просвещение, 1988г., с 287-290]
2. Виды планирование работы по математическому развитию дошкольников.
Планирование воспитательно – образовательной работы в детском саду осуществляется через календарное и перспективное планирование. Календарное планирование – основной вид планирования воспитателя и включает в себя:
1. планирование работы на занятиях;
2. планирование работы в повседневной жизни.
Планирование работы в повседневной жизни предполагает осуществление математического развития детей:
на других занятиях (изобразительная деятельность, развитие речи, занятие по физическому воспитанию);
математические развлечения (математические досуги, викторины, КВНы);
в режимных процессах (утренний прием; работы дежурных по столовой, занятиям и в уголке природы; сбор на прогулку, прогулка и т. д.);
в разных видах деятельности (трудовая деятельность, самостоятельная игровая деятельность).
Работа планируется по математическому развитию в повседневной жизни 2 – 3 раза в неделю, по характеру организации, как правило, это индивидуальная и групповая работа.
В большей мере, работа в повседневной жизни осуществляется в игровой форме: дидактические игры, игровые ситуации, включение математического содержания в сюжетно – ролевые игры, подвижные игры с математическим содержанием.
В перспективном планировании определяются основные задачи в работе воспитателя на месяц, квартал или год. Перспективное планирование реализуется в календарном планировании.
3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Планирование работы по ФЭМП на занятии. Основное содержание занятий по ФЭМП определена программой, в которой имеется специальный раздел «Развитие элементарных математических представлений»
количество и счет
величина
геометрические фигуры
ориентировка в пространстве
ориентировка во времени
Подготовка к занятию.
1. «программа воспитания и обучения в детском саду» на каждого студента.
2. Конспект и план занятия на каждого студента для анализа.
3. Вопросы для анализа программного содержания занятия.
4. Вопросы для анализа написания конспекта и плана занятия.
Различают следующие виды планирования занятий:
1. План занятия
2. Конспект
Выбор вида планирования занятия зависит от желания и опыта воспитания. Молодому педагогу вначале удобнее пользоваться подробным конспектом занятия, а опытному – более кратким планом.
Обычно план занятия пишется каждую неделю: это основная форма планирования занятий для воспитателя, конспект занятий иногда.
Например: к открытому занятию: или с целью накопить конспекты занятий по какой либо проблеме.
Рассмотрим что включает в себя план и конспект занятия в форме сравнительной таблицы.
Конспект занятия.
Полное написание проведения занятия с указанием деятельности и детей
План занятия
Краткая форма написания
1. Название занятия
Занятия по ФЭМП … возр. гр. Математика в … возр. гр.
2. Программное содержание/задачи/
1. Программное содержание должно формулироваться в соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду».
2. Включает образовательные и воспитательные задачи.
3. Количество программных задач зависит от:
а) возрастной группы
б) сложности программной задачи.
Младшая группа – 2-3 задачи,
Старший возраст – может быть 4-5 задач, в зависимости от сложности материала.
4. Программное содержание включает обучающие и закрепляющие задачи, т. е. сочетание нового материала и ранее пройденного. Отсюда и разные формулировки программных задач. Новые задачи формулируются, начиная со слов «учить», «познакомить», «формировать». Если задачи имеют продолжение, тогда записываем : «продолжать учить», «упражнять», «закреплять», «уточнить представление».
5. программное содержание составляется из 2-3 разделов Программы.
3. Подготовка воспитателя к занятию
Указать:
а) Демонстрационный и раздаточный материал, его количество
б) Литература, которой пользовался воспитатель : автор, название, страницы.
в) Наглядный материал
4. Организация детей и методика проведения занятия.
1) Подготовка рабочих мест воспитателя и детей.
Разложить материал для работы воспитателя и детей, т. е. для того, чтобы он был под рукой в нужный момент и не отвлекал внимание детей раньше времени. Организация подготовки рабочего места зависит от возрастной группы, в младшей группе – осуществляется воспитателем на занятии, в старшей группе – осуществляется детьми с помощью воспитателя, перед занятием.
2) Организация детей на занятии:
за столами;
в кружок на стульчиках;
за общим столом;
на ковре свободно и т. д.
5. Начало занятия.
обратить внимание на осанку детей;
сюрпризный момент;
театральное действие;
обратиться к опыту детей оп теме занятия;
создать проблемную ситуацию
Подробная методика проведения:
речь воспитателя к детям, указания, задания, вопросы;
действия воспитателя;
кого спросить из детей;
какой ответ получить;
деятельность детей;
полностью рассказывается содержание игровых упражнений или дидактических игр;
подробный итог занятия.
Программные задачи не обязательно можно решать в той последовательности, в которой они записаны в программном содержании.
Последовательность определяется по выбору воспитателя.
Мы закончили рассматривать анализ конспекта плана занятий.
Вопросы для повторения
1. Какие требования предъявляются к планированию работы вне занятий? Его место в течение дня: покажите на примерах.
2. Каково основное предназначение планирования работы вне занятий?
3. Чем отличаются по структуре конспект от плана занятия по формированию элементарных математических представлений? В каких случаях воспитатель пользуется составлением конспекта занятий?
Домашнее задание
Проанализируйте план предложенного занятия по следующей схеме:
Вопросы для анализа
Оценка структурных компонентов плана