Аня Ананьева
Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Публикация «Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка[6].
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.
Цель работы - проанализировать особенности комплексного использования физического воспитания детей в ДОУ
Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную методическую литературу по данной теме;
2. Изучить средства физического воспитания дошкольников;
3. Дать определение понятия «двигательная активность» и «двигательный режим».
1. Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников
К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое воспитание ребенка влияют движения, входящие в разнообразные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др., безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического развития достигается лишь при комплексном использовании всех средств, поскольку каждое из них разнообразно воздействует на организм[1].
Гигиенические факторы (распорядок занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) увеличивают результативность влияния физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей проявляются позитивные эмоции, увеличивается работоспособность, облегчается овладение данными упражнениями и развиваются физические качества.
Гигиенические факторы обладают и самостоятельным значением: они содействуют нормальной работоспособности всех органов и систем. К примеру, правильное и регулярное питание снабжает своевременную доставку всем органам потребных питательных веществ, способствует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно воздействует на деятельность пищеварительной системы. Нормальный сон обеспечивает отдых и увеличивает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз и организовывает наиболее одобрительные условия для ориентации детей в пространстве. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие[8].
Естественные силы природы (вода, солнце, воздух) увеличивают действенность воздействия физических упражнений на организм ребенка. В период занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей проявляются позитивные эмоции, значительно поглощается кислород, повышается обмен веществ, увеличиваются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода применяются для закаливания организма, для увеличения приспособляемости организма к увеличенной и уменьшенной температуре. В последствии тренируется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность вовремя реагировать на резкие и стремительные изменения метеорологических факторов. При этом совмещение природных сил с физическими упражнениями усиливает эффект закаливания. Природные силы применяются и как независимое средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического влияния на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особенные вещества, содействует истреблению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи содействуют отложению витамина D под кожей, берегут человека от заболеваний. Немаловажно использовать все природные силы, наиболее рационально совмещая их[2].
Физические упражнения специфичное средство физического воспитания, применяемое для постановления оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого физические упражнения обширно используются в различные периоды существования человека.
Танцевальные упражнения, аккомпанирование музыкой, содействуют развитию навыков точной осанки, формированию физических качеств (быстрота, ловкость и др., кроме того ритмичности, плавности, непосредственности, выразительности движений, возбуждают позитивные эмоции.
Движения, вступающие в разнообразные виды деятельности, проявляют положительное воздействие на организм ребенка, если придерживается правильная осанка и дозировка физической нагрузки на ребенка.
Массаж, оказывая влияние на кожу, воздействует на весь организм человека в целом. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний зарождаются сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, увеличивается кровообращение, теплоотдача. В связи с этим массаж может защитить организм от перегревания в знойную погоду. Под воздействием массажа совершенствуется секреторная функция сальных и потовых желез, увеличиваются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и увеличивается их сократительная способность; стремительнее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность[8].
Неотъемлемым условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное применение всех средств, при точном их соотношении.
1.2 Физические упражнения, являющиеся специфическим средством физического воспитания. Понятие «двигательная активность» и «двигательный режим»
Главным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения.
Физические упражнения – это двигательные действия (и их совокупности, которые устремлены на осуществление задач физического воспитания, выработаны и сформированы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне выражаемой в виде перемещений тела человека и его частей; упражнение – устремленная повторность действия с целью влияния на свойства человека и улучшения способа реализации данного действия)[1].
Эффект физических упражнений (совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, протекающих в организме человека при выполнении упражнения) устанавливается его содержанием. Содержание – это целенаправленные упражнения, общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, усовершенствование показателей здоровья, формирование физических качеств, совершенствует физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, усваивают двигательные умения и навыки); влияние на личность (морально-волевые качества).
Форма физических упражнений – обусловленная упорядоченностью и согласованностью процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме физической культуры различают внешнюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура физической культуры определена взаимодействием, слаженностью и связью разнообразных процессов, протекающих в организме в период данного упражнения. Внешняя структура физической культуры – это его видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений.
«Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие». [5]
«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности». [4, с. 5] Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т. п.
Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.
Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.
Двигательный режим - совокупность двигательной активности человека в течение определенного периода времени. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА (двигательной активности, основное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Режим двигательной активности детей средней группы.
№ Формы работы Распределение двигательной нагрузки
1 Физкультурно-оздоровительная работа:
1.1. Утреняя гимнастика
1.2. Физкультурные динамические паузы между занятиями
1.3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке
1.4. Индивидуальная работа по развитию движений
1.5. Гимнастика пробуждения
1.6. Пешеходная прогулка
Ежедневно 8-10 мин.
Ежедневно 10-15 мин.
Ежедневно 15-20 мин.
Ежедневно 15-20 мин.
Ежедневно 7-10 мин.
1 раз в неделю – 60 мин.
2 Непосредственно образовательная деятельность
2.1. Реализация задач образовательной области «Физическая культура»
2.2. Реализация задач образовательной области «Музыка»
Вторник, четверг, пятница - 20 мин.
Вторник, четверг – 20 мин.
3 Физкультурно-массовая работа
3.1. Физкультурно-спортивные праздники (с привлечением родителей)
3.2. Музыкальные развлечения
3.3. Самостоятельная двигательная активность
2-3 раза в год
1 раз в месяц –20 мин.
Ежедневно до 25 мин.
2. Практическая часть
2.1 Анализ недельного плана работы воспитателя средней группы.
При анализе недельного плана работы воспитателя средней группы, я получила следующие данные:
Каждую неделю проводится утренняя гимнастика по определенному комплексу. В феврале начался по 21 комплексу (с мячом) по 8-10 мин.
РЕЧЕВКА: Чтоб расти и закалятся, не по дням, а по часам
Нужно спортом заниматься и зарядку делать нам!
Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с заданиями для рук, спиной вперед. «Утенок» (в полуприседе). Бег друг за другом. «Зайчики» — прыжки с продвижением вперед. Ходьба. Построение в звенья.
1. «Качание головой» (кинезиологическое упражнение).
«Покачаем головой, чтобы был в душе покой».
Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза. Опустить голову вперед и медленно раскачивать ею из стороны в сторону (6 раз).
2. «Вырасти большой!» (дыхательное упражнение).
И. п. ос. «Вырасти хочу скорей, добро делать для людей».
1- поднять руки, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 - опустить руки, опуститься на всю ступню (выдох) (6 раз).
3. «Регулировщик».
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках.
1,3 — руки с мячом отвести в левую, правую стороны;
2 — руки с мячом поднять вверх; 4 — и. п. (6 раз).
4. «Часы».
И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках.
1 — руки с мячом поднять;
2 — наклониться вправо;
3 — встать прямо, руки с мячом вверху; 4— и. п.
То же в левую сторону (6 раз).
5. Прыжки.
И. п. — о. с., мяч в руках
Четыре прыжка на правой ноге, ходьба, четыре прыжка на левой ноге, ходьба на месте (8 раза).
6. «Ушки» (дыхательное упражнение).
И. п. — о. с.
«Ушки слышать всё хотят про ребят и про зверят»
1 — наклонить голову вправо, сделать сильный вдох;
2 — наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).
На утренней и вечерней прогулке проводятся различные подвижные игры, как групповые, так и индивидуальные. Отводимое время на игры 30 минут.
В понедельник: Подвижные игры «Ловишки» -учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.
«Не оставайся на снегу» - упражнять детей в ловкости, прыжках.
Индивидуальная работа по ФИЗО: метание снежков в движущуюся цель.
Индивидуальная работа: Развитие движений - упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
Во вторник: Подвижные игры «Лохматый пес» - учить по разному обозначать предметы в игре.
«Мыши в кладовой» - учить подползать, не задевая дугу, развивая при этом ловкость и сноровку.
Индивидуальная работа по ФИЗО: скольжение по наклонной ледяной дорожке на двух ногах.
Индивидуальная работа: «Сбей кеглю» - развивать ловкость, быстроту реакции.
В среду : Подвижные игры «Воробушки» - активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.
«Совушка» - учить выполнять движения по сигналу.
Индивидуальная работа: Развитие движений - способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).
В четверг: Подвижные игры «Бездомный заяц» - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
«Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?» - развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).
Индивидуальная работа: Развитие движений - упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).
Самостоятельная деятельность: катание на лыжах, лепка снеговиков.
В пятницу: Подвижные игры «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу.
«Не оставайся на снегу» - упражнять детей в ловкости, прыжках.
«Попади в коробку» - тренировать меткость бросков.
Индивидуальна работа: Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление) - развивать чувство равновесия.
Самостоятельная деятельность: игра в хоккей, обыгрывание построек на участке.
После сна в обязательном порядке проводятся закаливающие процедуры, их время составляет 30 минут.
Пробуждение.
Трубит горнист, поет труба.
Довольно спать! Вставать пора!
У солдат по распорядку
После сна всегда зарядка.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы уверенно шагаем,
Мы усталости не знаем.
Мы отважны и храбры,
Нам преграды не страшны!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Мы сильны!». И. п. : ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок над головой. 1-4 - наклонить туловище влево-вправо, вперед-назад; 5 - вернуться в и. п. (5 раз).
2. «Мы ловки!». И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - присесть с упором на левую (правую) ногу, правую (левую) ногу вытянуть вперед; 3-4 - вернуться в и. п. (по 4 раза).
3. «Мы быстры!». И. п. : ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Бег, высоко поднимая колени (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Мы храбры!».
И. п. : о. с. 1 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-3 - задержать дыхание; 4-8 - вернуться в и. п., медленный выдох ртом (5-6 раз).
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями.
Водные процедуры.
Мы, солдаты, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.
Также три раза в неделю проводятся занятия по физической культуре, каждое занятие составляет не более 20 мин.
В понедельник на свежем воздухе:
Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, не задевая их; формировать устойчивое равновесие в ходьбе по уменьшенной площади опоры; повторить упражнения в прыжках.
Оборудование: кегли 6-8 шт.
Часть 1
Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную, по сигналу воспитателя остановиться и принять какую-либо позу. Ходьба и бег повторяются
Часть
Основные движения:
1. «Снежинки-пушинки». Играющие выполняют ходьбу и бег по кругу (в центре круга снеговик, елка, по сигналу воспитателя меняют направление движения. Через некоторое время воспитатель говорит : «Снежинки-пушинки устали кружиться, присели отдохнуть». Дети останавливаются и приседают. Игровое задание повторяется после небольшой паузы.
2. Ходьба «змейкой» между предметами за воспитателем.
П. И. «Автомобили»
Часть 3. Ходьба в колонне по одному.
Игра малой подвижности по выбору детей.
Во вторник в физкультурном зале:
Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в равновесии; повторить задание в прыжках.
Оборудование: гимнастические скамейки, бруски 6-8шт.
Часть 1
Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег между расставленными в одну линию предметами, 5-6 штук (кегли поставлены на расстоянии двух шагов ребенка); ходьба и бег врассыпную. Построение в три колонны.
Часть 2 ОРУ №21 (без предметов)
Основные движения:
1. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке (на середине остановиться, поворот кругом, пройти дальше, сойти со скамейки (не прыгая) и вернуться в свою колонну (2-3 раза).
Воспитатель ставит две гимнастические скамейки и на примере двух ребят показывает и объясняет упражнение: «Надо пройти по скамейке, сохраняя равновесие, голову и спину держать прямо, на середине выполнить поворот кругом и пройти дальше». Дети выполняют упражнение одной колонной - так воспитателю легче осуществлять страховку. Темп умеренный. Повторить 2 раза.
2. Прыжки через бруски (высота бруска 10 см, расстояние между ними 40 см (3 раза).
П. И. «Котята и щенята».
Часть 3. Ходьба в колонне по одному.
И в четверг тоже в физкультурном зале:
Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в равновесии; повторить задание в прыжках.
Оборудование: набивные мячи, шнур, мячи на пол группы.
Часть 1
Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег между расставленными в одну линию предметами, 5-6 штук (кегли поставлены на расстоянии двух шагов ребенка); ходьба и бег врассыпную. Построение в три колонны.
Часть 2 ОРУ №21 (без предметов)
Основные движения:
1. Ходьба, перешагивая через набивные мячи, высоко поднимая колени, руки на поясе (2-3 раза).
2. Прыжки через шнур, положенный вдоль зала (длина шнура 3 м).
3. Перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах (расстояние 2 м).
П. И. «Котята и щенята».
Часть 3. Ходьба в колонне по одному.
2.2 Беседа с родителями.
Проведя беседу с родителями о физическом воспитании их детей, были заданы следующие вопросы:
Какие средства физического воспитания вы используете?
Чем чаще всего вы занимаетесь, находясь на улице?
Стараетесь ли вы закаливать своего ребенка?
Какие средства физического воспитания используете в выходные дни?
Играет ли ребенок в подвижные игры?
Как вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
После проведенной беседы, были выявлены следующие средства физического воспитания. Большинство родителей, после прихода из детского сада домой проводят гигиенические средства воспитания – это мытье рук, лица; перед сном ополаскивание всего тела, кроме мытья головы. В выходные дни проводят зарядку по утрам, играют в подвижные игры, развивают мелкую моторику, делают массажи. Во время прогулки занимаются на уличных тренажерах, играют на детских площадках. В зависимости от времени года, катаются на коньках/лыжах/велосипеде. Также посещают бассейн, сауну и баню. Многие родители стараются заполнить выходные дни детей полной активностью.
Несколько детей из группы посещают спортивные секции, такие как: плавание, футбол, гимнастика, танцы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы и предложения по рациональному использованию средств физического воспитания.
Важной задачей физического воспитания является, прежде всего, охрана и укрепление здоровья детей. Для того чтобы обеспечить правильное воспитание, потребно комплексное использование всех средств физического воспитания, а именно – правильный режим дня, правильное, рациональное питание, физические упражнения, свежий воздух, закаливания, гигиена помещения, одежды и игрушек. Также важно учитывать возрастные и физические особенности детей.
Физическое воспитание – это составная часть нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания ребенка. Родителям необходимо изучать все стадии физического развития, а также его индивидуальные и физические способности и особенности. Для рационального физического воспитания необходимо проводить упражнения под видом игры, для того чтобы у ребенка возникало чувство радости, не чувствовалось нажима со стороны взрослого, и не было подозрения, что он подчиняется желаниям родителя.
Приучать детей к здоровому образу жизни и физической культуре необходимо с детства, поэтому родители обязаны показывать на собственном примере активную, интересную, подвижную жизнь.