Надежда Рыбакова
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Публикация «Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Поэтому считаю, что одно из главных направлений патриотического воспитания - это краеведение. Как написал Леонид Иосифович Соловьев в своей книге «Краеведческие игры», что подлинное краеведение – всегда краелюбие и краезннание. А знать свой край, значит и любить его.
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Основы нравственно - патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.
Цель краеведения - всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами. Через изучение объектов краеведения : природу, хозяйство, экологию, население, историю и культуру поселка, - мы решаем задачи
сохранения нравственно - патриотического здоровья детей, приобщения их к родной природе, своему дому, к истории и культуре поселка, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками;
наследования нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте;
изучения истории, культуры, природо-экологического своеобразия поселка;
стремления возродить в современном ребенке утраченное национальное достоинство, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей поселка проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.
. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы : "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой поселок?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой поселка?".
. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием поселка.
. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения поселка.
Дети знакомятся с культурой и традициями нашего поселка.
Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному поселку невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям".
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии.
Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.