Дубовик Галина Геннадьевна
Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности
▼ Скачать + Заказать документы
Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что в настоящее время имеется несколько определений понятия «культура». В них представлены ценностно-диалогические, нормативно-социологические, деятельностно-рационалистические и другие подходы к рассмотрению сущности этого явления. Например, при нормативно-социологизаторском подходе культура рассматривается как система норм, правил поведения, традиций, ритуалов, обрядов, ряда предписаний в поведении людей. При этом личность должна обладать определенным набором качеств, позволяющих усваивать эту систему. Воспитание, опирающееся на такой подход, приобретает формально-нормативный характер, что фактически приводит к отчуждению, а не приобщению человека к культуре. Имеющиеся определения различаются не только по форме, но и по содержанию – в зависимости от времени, места и характера общества. При этом выделяются основные подходы к трактовке культуры : общественно-исторический, натуралистический, символический и социологический с разными вариациями. Определение понятия культуры, данное в Философском энциклопедическом словаре и в Российской социологической энциклопедии заключает в себе экологический аспект культуры, выражающийся в ценном отношении людей к природе: "Общечеловеческая культура- это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самому себе".Наиболее же привычное нам содержание понятия «культура» — это воспитание в процессе образования, развивающего корректирующего природу личности. Как отмечает Н. А. Рыков (1978, «культурный человек всем обязан образованию, это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой».
Публикация «Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности» размещена в разделах
Сформулированное В. И. Далем определение культуры как «обработка, возделывание, образование умственное и нравственное» отразило истинное содержание этого понятия в отечественной и зарубежной литературе.
К сожалению, в трудах некоторых педагогов и сейчас наблюдаются устремления свести экологическое образование к привитию школьникам некоего набора норм и правил поведения в природе, не обременяя ученика познанием сущности экологических законов природы. Думается, что экологическую культуру в образовании школьников надо рассматривать как систему ценностно-ориентированных, предметных экологических знаний, деятельности и отношений. Именно так должно характеризоваться содержание экологического образования.
Многие полагают, что культурное развитие человека находится в непосредственном единстве с развитием его деятельности в природе, а экологичность — качество, имманентно присущее культуре. Однако мировая практика образования показывает, что воспитание rex или иных качеств у личности достигается только при постоянном внимании к процессу воспитания и специальными усилиями учителя, ученика и в целом общества. Экологичность как составная часть общей культуры личности отмечается многими авторами, но какого-либо общепринятого определения понятия «экологическая культура» пока нет. [4, с. 281]
Глубокий анализ понятия «экологическая культура» проведен И. Н. Пономаревой. Она отмечает, что в работах И. Д. Зверева (1995) под экологической культурой понимается динамическое единство экологических знаний, ответственное отношение к природе и реальной действительности человека к окружающей среде, что она «выражена в совокупности материальных и духовных ценностей, которые определяют систему отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
С. Н. Глазачев (1997, активно пропагандирующий необходимость развития экологической культуры у учащихся, рассматривает ее как «социокультурный феномен, обладающий своей структурой, языком, специфическим пространством – временем».
Г. П. Сикорская (1999) определяет экологическую культуру как «меру и способ реализации развития социальных сил человека и процессе освоения природы, как уровень и характер отношений между человеком и социоприродной средой, проявляющиеся в системе знаний, умений, Гуманистических ценностных ориентациях, экологически сообразной деятельности, экологическом мышлении, сознании и мировоззрении». Автор подчеркивает, что экологическая культура представляет сложную и многомерную матрицу, в которой духовным компонентом является экологическое сознание, а ядром — экологическое мировоззрение.
По мнению А. В. Миронова (1989). Экологическая культура есть «положительный социально-экологический опыт, накопленный обществом и зафиксированный в материальной и духовной культуре».
Л. П. Викторова (2001) характеризует экологическую культуру с функциональных позиций: «Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентации, мотивирующих экологически обоснованное (природосообразное) поведение, и реализуется во все видах и результатах человеческой деятельности связанных с познанием, использованием, научно обоснованным преобразованием природы и общества».[1, с. 285]
Следует отметить, что экологическая культура представляется нам как результат и как процесс. Именно в процессе освоения экологической культуры происходит наращивание новых современных знаний, обогащение опытом, трансляция их в виде экокультурных ценностей, осознанных и используемых в практической деятельности. Развитие экологической культуры является главной задачей и итогом экологического образования школьников. Естественно, что экологическая культура развивается при условии системного взаимодействия всех сфер осознания личности (научной, художественной, правовой, экономической, эмоциональной, нравственной, мировоззренческой и других) как неотъемлемых частей ее общей культуры и культуры общества с природосообразной деятельностью этой личности. Поэтому нужно отметить, что еще за долго до возникновения самого понятия экологическая культура, многие выдающиеся педагоги и методисты, а в частности А. Я. Герд, Б. Е. Райков, П. И. Боровицкий, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, Зверев, И. Н. Пономарева, Д. И. Трайтак, А. И. Никишов, Н. Д. Андреева, говорили о необходимости формирования у учащихся естественно-научного мировоззрения, нравственного, эстетического, экологического воспитания, как важнейших составных частей, обосновывающих фундамент для развития экологической культуры (смотри приложение 1).
И. Д. Зверев в своих работах пишет, что человек, овладевший экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа составляет первооснову становления и существования человека. Такой человек относится к природе как к матери, считает ее своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться. И. Н. Пономарева определяет экологическую культуру как систему ценностно-ориентированных экологических знаний, деятельности и отношений, проявляющуюся в духовности и поступках как часть общей культуры личности. Н. Д. Андреева говорит о том, что экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.
Сложившаяся в настоящее время система дошкольного и школьного экологического образования включает значительный объем экологических знаний, умений и ценностных отношений, реализующих эти требования в направлении развития экологической культуры. Но реализация этой системы в массовой практике обучения имеет пока бессистемный, разрозненный подчас неосознанный организаторами характер, поэтому проводится в виде эпизодических мероприятий, с господством эмпиризма. Устранить имеющиеся противоречия можно лишь посредством реализации целостной концепции развития экологического образования, генеральная цель которой- формирование и развитие экологической культуры.
Литература
1. Пономарева И. Н. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие/ И. Н. Пономарева, В. П. Соломин; под. ред. В. П. Соломина. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.- 415с.
2. Российская социологическая энциклопедия/ Г. В. Осипова. –М. : НОРМА – ИНФРА, 1998. -672 с.
3. Философский словарь/ И. Т. Фролова. – М. : Изд-во политической литературы, 1980.
4. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. – М. : Просвещение, 1983. – 384 с.