Светлана Алексеевна Малкина
Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Сосновский детский сад»
Тема доклада:
«Музыкальное образование дошкольников, как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения»
Автор: Малкина Светлана Алексеевна,
Музыкальный руководитель 1 КК
С. Сосновское
2018
Публикация «Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
1 слайд ТЕМА
2 Слайд: Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно – эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности. (рисунки, поделки, вокальные и музыкальные импровизации, одним словом реализовать себя как творческая личность.
3 Слайд: Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» ,так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.
Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. «Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.» (О. П. Радынова.)А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности, через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.
4 Слайд: В нашем ДОУ работа по вопросам музыкального образования построена так, что в процессе взаимодействия родителей, педагогов с детьми происходит систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Для того, чтобы развить у ребёнка эти музыкальные способности, важно заметить его склонности к определённым видам музыкальной деятельности, в которых способности реализуются наиболее полно. Поэтому на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития я применяю индивидуально-дифференцированный подход, с помощью которого отмечаю те или иные изменения в развитии ребенка.
5 Слайд: Во время «традиционного» или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности :
Слушание: музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, я использую различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы. Для воспроизведения известных произведений использую музыкальную аудио – фонотеку.
Пение: на музыкальных занятиях использую попевки - упражнения из «Букваря» Ветлугиной, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также применяю упражнения на дыхание перед пением (дышим носиком, «подуй на свечу», «гудит самолёт», «Пчёлка» и др).
6 Слайд Музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах : «Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. 7 На занятиях слежу за выразительным исполнением движений детьми. Использую народную музыку и музыку, написанную для детей и рекомендованную программой ДОУ.
8 Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы.
9 Слайд: В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты проходит намного легче и безболезненней.
Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.
10 Слайд: Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.
11 Слайд: Накопленный музыкальный опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность по своим интересам и желаниям.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.
12 Слайд: К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:
- музыкальные занятия;
- праздники и вечера развлечений;
- театральные постановки и концерты;
- окружение (семья).
13 Слайд: Обязательным условием самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание определенной материальной среды. В центрах «Музыки и театра» нашего ДОУ игрушки и пособия подобраны по возрастам для каждой группы, периодически обновляются и пополняются.
В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых. Поэтому уже на занятиях я приучаю дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. Д.
14 Слайд: Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит:
–от наличия предметно-пространственной развивающей среды
- от имеющихся у детей умений и навыков;
– продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.
15 Слайд: Музыкальное воспитание осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства. На нашей территории реализуется проект «Годовой календарный круг». Данный проект разработан содружеством всех субъектов единого образовательного комплекса села : детский сад, школа, детская школа искусств, Дом культуры, библиотека. единый образовательный комплекс. Проект направлен на сохранение и развитие традиционной праздничной культуры.
16 Слайд: Содержание проекта – это подготовка и проведение народных и государственных праздников: «Покровская ярмарка», «Масленица», «День Победы», «День России» и другие. В праздниках участвуют педагоги названных учреждений, обучающиеся, все жители села. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в сельских мероприятиях. Проект позволяет детям приобщиться к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Подобные мероприятия находят яркий эмоциональный отклик у детей и взрослых.
17 Слайд: Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше.
" Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно.» древнегреческого философа Платона