Олеся Клименко
Экологическая культура дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Первым звеном в экологическом обучении является дошкольное образование. В настоящее время велико влияние компьютеров, виртуальный мир привлекает больше, чем реальный. Мы должны отвлечь детей от компьютерных игр и научить видеть всю красоту и разнообразие окружающего мира.
Публикация «Экологическая культура дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2018
Каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, поэтому важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
Детский сад №68 «Ромашка» направлен на формирование у ребёнка основ экологической культуры. В нашей же группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность.
У детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому мы строим процесс обучения таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью мы создали в нашей группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, верёвочки, ракушки и т. д., размещены ящики с почвой, растениями. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В центре науки на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных, растений, различные коллекции, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Так как наш детский сад находится в центре города - природной зоны рядом мало, поэтому мы стараемся максимально на участке организовать экологические тропы : Это и небольшая березовая роща,хвойники и розарии. За каждой группой закреплены островки-огородики и клумбы-цветники. Все участки обрамлены живописными кустарниками и цветущими растениями и в первую очередь всеми нами любимыми ромашками…
Основной и ведущей деятельностью дошкольника является игра. Конечно же мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, морю, в горы и т. д
На территории нашего сада есть участки естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и "море" одуванчиков. Первое побуждение детей- сорвать его. Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок - значит, погубить его! Луг для нас - это место для "научных исследований". Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей растений - стебля, листьев, корней, цветков. что это живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за растениями, но и за другими обитателями луга. -насекомыми.
Дети аккуратно переворачивали каждый листочек, заглядывали под палки и камни. А затем делились друг с другом впечатлениями, описывали увиденное растение и насекомых. Бабочки и стрекозы наслаждаются красивыми цветами, муравьи тащат травинку в свой муравейник, а паук занят плетением паутины. А чтобы подробно познакомить детей с жизнью в разных экосистемах мы читаем им - сказку "Приключения Карика и Вали".
В дальнейшем еще многое планируется сделать и смоделировать:
- мини-музей, который включает в себя модели обитателей подводного мира;
- проект «Дерево»-временные изменения;
- «Добрая зима» - организация регулярной птичьей столовой, укрытие снегом цветочных клумб, кустарников;
- акция «Не проходите мимо»- научить детей замечать то, мимо чего множество людей проходят, не замечая: неубранная территория дворов, бытовой мусор на улицах, неэкономное использование воды, Дети вместе с родителями рисуют плакаты экологического содержания.
-«Земля»-глобус и карта мира- путешествуя расширить представления о суше и водном пространстве;
Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы - люди относимся к животному миру. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек - это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки.
Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.
О. В. Клименко,
М. С. Дубенцова,
воспитатели группы № 11 «Фантазёры»
МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1599251-1528480442.jpg[/IMG] jpg[/IMG]