сия шорова
Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения
Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения
1 слайд ТЕМА
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Публикация «Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
2 Слайд:Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
В музыке ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности. (рисунки, поделки, вокальные и музыкальные импровизации, одним словом реализовать себя как творческая личность.
3 Слайд: Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» ,так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.
Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. «Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.» (О. П. Радынова.)А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности, через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.
4 Слайд: Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Для того, чтобы развить у ребёнка музыкальные способности, важно заметить его склонности к определённым видам музыкальной деятельности, в которых способности реализуются наиболее полно. Поэтому на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития применяется индивидуально-дифференцированный подход, с помощью которого отмечаются те или иные изменения в развитии ребенка.
5 Слайд: Во время «традиционного» или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности :
Слушание: музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, я использую различные наглядные пособия, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы.
Пение: на музыкальных занятиях используются попевки - упражнения, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также применяются упражнения на дыхание перед пением (дышим носиком, «гудит самолёт», «Пчёлка» и др).
6 Слайд: Музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах : «Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ.
Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы.
7 Слайд: В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты проходит намного легче и безболезненней.
Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.
8 Слайд: Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.
Накопленный музыкальный опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность по своим интересам и желаниям.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.
9 Слайд: Обязательным условием самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание определенной материальной среды: игрушки и пособия подобраны по возрастам для каждой группы, периодически обновляются и пополняются.
В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых. Поэтому уже на занятиях я приучаю дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. Д.
Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от наличия предметно-пространственной развивающей среды, от имеющихся у детей умений и навыков, продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.
Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше.
Спасибо за внимание.