Мария Воробьева
Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединение : «Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности».
Мария Воробьева.
Чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности» размещена в разделах
Нет ничего дороже у человека, чем земля, на которой мы родились – наша Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Прививать любовь, уважительное отношение и чувства принадлежности, привязанности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формировать образ Я.
2. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
3. Формировать чувства любви к своему родному краю, на основе приобщения к родной природе, к культуре, к традициям.
4. Создавать условия для воспитания у детей чувства любви к Родине, к окружающей природе.
5. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
6. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
7. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
8. Воспитывать уважение к труду.
9. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание работы с детьми представлено следующими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Наш любимый детский сад»
«Труд взрослых»
«Моя малая родина»
«Природа родного края»
«Родная культура»
«Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• наблюдения
•чтение художественной литературы
•сюжетно-ролевые, дидактические игры
•тематические праздники, развлечения
•целевые прогулки.
«Вместе дружная семья»
Воспитываем у детей гуманное отношение к своим близким, уточняем представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.
«Наш любимый детский сад»
Формируем у детей положительное отношение к детскому саду. В начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.
Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь.
«Труд взрослых»
Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь. Детей младшего возраста знакомим с трудом помощника воспитателя, с медицинской сестры, повара, дворника, то есть с трудом сотрудников детского сада, подчеркивая их постоянную заботу о детях. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. В процессе жизнедеятельности детей побуждаем их оказывать посильную помощь взрослым (например, в уборке мусора дворнику).
«Моя малая родина»
Начинается знакомство со станицей с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома. Воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, У каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.
В течение года знакомим детей с достопримечательностями родного поселка.
Основная задача - показать красоту родного поселка и вызвать у детей радостное восприятие от увиденного.
«Природа родного края»
Одним из проявлений патриотизма, является любовь к родной природе. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Мы знакомим детей с природой родного края на уровне участка детского сада. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края.
«Родная культура»
Формируем у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Знакомим ребят с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, читаем и разучиваем народные потешки, играем в народные игры. Вместе с детьми с огромным интересом рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, подчеркивая, что всё это придумал и сделал русский народ.
«Родная страна».
Понятия «страна»» город» для детей младшей группы является непонятным, трудным. Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Основная задача в работе по знакомству с родной страной - вызвать чувство восхищения красотой своей Родины. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, показывая этим, что наша страна большая и красивая.
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников в нашей группе.
Для гармоничного развития личности ребенка работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.
В течении всего года проводятся с детьми беседы: «Моя семья», «Моё имя», «Как зовут маму, папу, сестрёнку», «Праздники в моей семье»; беседы о папах перед праздником Дня защитников Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
Нами собран разнообразный материал по теме «Семья» - это подборки потешек, пословиц, поговорок, стихов, а также пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика,физкультминутки.
Предлагаем детям сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Дети с удовольствием играют в дидактические игры: «Вежливые слова», «Чей малыш?», «Ласковые слова для мамы».
Тема «Семья» также широко реализуется посредством художественного творчества: в лепке, рисовании, аппликации. Дети готовят подарки, поделки для своих близких, затем организуются выставки. Устраиваем фотовыставки любимых пап и мам. К 8 марта и ко Дню матери мы вместе с ребятами устраиваем развлечения, где мамы, бабушки принимают активное участие. Играют, соревнуются и, конечно же, получают драгоценные подарки своих малышей. Ко Дню Защитника отечества организовываем поздравления для пап, изготавливаем коллективную поздравительную открытку, поделки.
В конструировании мы предлагаем детям тематику построек: «Построй свой дом», «Мебель для матрешки», тесно связанные с темой семьи.
Наша группа активно участвует в общественных и календарных праздниках: Международный женский день, День защитника Отечества, День матери.
Также весело участвуем в народном празднике: Масленица, тем самым приобщаемся к традициям своего народа. Привлекаем родителей в изготовлении символа Масленицы, блинов. Перед праздником знакомим детей с его историей возникновения, его сутью и символами.
Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводим нетрадиционное занятие - украшаем яйца рельефной лепкой.
Кроме этого, знакомим детей с культурой своего народа посредством рассказывания русских народных сказок, чтением потешек. Устраиваем мини выставки, знакомя малышей с разнообразием и красотой русского народного творчества, расписной посудой, игрушками, сами прилагаем свои усилия в раскрашивании дымковской уточки.
Мы тесно взаимодействуем семьями воспитанников, так как они имеют существенное влияние на формирование личности ребенка. С родителями проводим тематические собрания, беседы, анкетирование, даём консультации, привлекаем их к участию в мероприятиях в ДОУ. Совместно с родителями в группе были собраны семейные фотографии воспитанников. В свободной деятельности мы рассматриваем с детьми альбом, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, членов своей семьи.
Родители вместе с детьми принимают активное участие в традиционных конкурсах ДОУ.
Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
На занятиях и в повседневной жизни мы даем детям разнообразные знания о природе нашей страны. Во время прогулок развиваем интерес к природе, учим ценить её красоту, бережно относиться к ней.
Патриотическое воспитание играет огромную роль для гармоничного развития личности ребенка. Только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволят воспитать у ребенка чувства патриотизма.