Анастасия Гринько
Эффективные приемы, игры, упражнения по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные приемы, игры, упражнения по развитию речи
1. - «Сообщить детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном. Загадки загадывать каждому ребё нку на ушко:
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте;
Публикация «Эффективные приемы, игры, упражнения по развитию речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спину, царапается.
• В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей заинтересует такое начало, поэтому они легко, с интересом включаться в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней».
2. - «На занятии по составлению рассказа по картине «Кролики» детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «всё наоборот». То есть дети должны проанализировать заданную фразу, подобрать к отдельным её словам слова-антонимы, прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.
• «Это дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? (нельзя). Слушайте следующую фразу. Хвост очень длинный (короткий хвост). Очень любит варёные фрукты (сырые овощи). Кто это? Правильно, это кролик».
3. Игра «Волшебная цепочка». Детям предлагается короткое предложение. Например, «Привезли ёлку». Кто-то из детей (по выбору) должен дополнить предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавляет ещё одно слово, и, таким образом предложение удлиняется ещё на одно слово и т. д. Получается следующая цепочка: «В детский сад из леса привезли зеленую пушистую ёлку».
4. Упражнение «Увеличь предложение».
5. Игровое упражнение «Бесконечное предложение». Содержание игры состоит в следующем : водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце» :
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
6. Упражнение «Раскрась предложение» : «Зайка сидит на лужайке»- «Серый пушистый заяц сидит на зеленой лужайке».
7. Слово заблудилось. Важно не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
8. мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
9. Оля, одежда, шкаф, убрала, в
10. Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
11. Упражнение «Развесели (например, солнышко)» - предложить детям подобрать определения и прикрепить лучик к солнышку (лепесток к цветочку, чем больше лепестков, тем красивее цветок). В конце этого задания педагог незаметно переворачивает солнышко другой стороной, где оно улыбается.
12. Упражнение «Придумай слова-действия (слова- определения) к слову….» (перед составлением повествовательного рассказа, при этом дети могут стоять в кругу и передавать какой-либо предмет, или воспитатель поочерёдно бросает мяч детям.
13. «Придумай любые предложения на тему. о погоде, о дружбе, о лошади, о лимоне, о Маленьком Муке, о далекой звезде, о нашей земле, о песенке, о камешке, о вентиляторе.» (значимое слово — «любые» («любые предложения») : расширяет пространство речи, помогает убрать «барьер сообщает легкость.)
14. Прием вхождения в картину : «Представьте себе, что вы оказались в этом лесу, на этой полянке. Что вы видите, слышите, чувствуете?» Творческое воображение стимулирует прием представления изображенного в другое время года: «Давайте представим этот парк зимой. Как все изменится вокруг? Что станет с этой березкой, елью, скамейкой?»
15. Птица Фантазии. «Окно» в помещении вашей группы «должно быть» открыто для Птицы Фантазии, чтобы она могла свободно прилетать, когда хочет и когда чувствует, что ее ждут, что она нужна и что ей очень обрадуются. Если на улице холодно и окна в действительности закрыты, помогите детям включить воображение и представить, что одно окно для Птицы Фантазии «по-волшебному» открыто всегда.
16. Упражнение «Собери рассказ». Детям предлагаются два варианта начала или концовки рассказа: «Выбери концовку», «Выбери начало». Дети должны обосновать свой выбор.
17. Использование модели структуры рассуждения (для развития рассудительной стороны речи). Например, дерево, в котором ствол – мысль, которая доказывается; ветви – аргументы в пользу этой мысли; крона вывод.
18. Словесное рисование. (Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки).
19. Игра «Что получится, то и подучится» (активизация разных частей речи) ( дети последовательно отвечают на вопросы: Кто? (что, Какой? Что делает? Как делает? Где? и т. д. Воспитатель последовательно заносит информацию в колонки, затем построчно читает, что получилось (получается небылица).
20. Пофразовое параллельное описание (младший дошкольный возраст). Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок — о другом. Для сравнения берутся сначала очень похожие объекты, одинаковые по названию: куклы в различной одежде или медведи, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.
21. Описание в форме игр: «Магазин игрушек» (посуды, овощей и фруктов и т. д., «Выставка растений», а также игр в загадывание: «Угадай мою картинку», «Что я задумал?», «Угадай, что за зверь?».
22. Для предупреждения одинаковости детских рассказов можно использовать вопросы, в которых проговариваются различные линии развития сюжета («Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, орехами, цветами, погулять.) Что могло с ней там случиться? (Могла заблудиться, встретить кого-то, найти что-то.)»
23. Лексические упражнения на подбор синонимов, сравнений и ассоциаций (что напоминает тебе?.).
24. Составление рассказов по смыслу (про хитрость, дружбу). Полезно давать в качестве темы пословицу («Старый друг лучше новых двух»).
25. Составление разных типов высказываний на одну и ту же тему (с целью обучения умению дифференцировать разные типы текстов, понимать их специфику) : «Опишите время года – осень» (описание); Что происходит в природе осенью?» (повествование); «Почему осень называют золотой?» (рассуждение). Или: один ребенок описывает зиму, другой – придумывает зимнюю историю, третий – доказывает, что на картине зима.
26. Использование конструкторов ЛЕГО. С целью развития речевого творчества дошкольников, предложить придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Предложить описать объемное изображение, которое делает ребенок (о лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает про нее разные истории).
27. Периодическая смена в книжном уголке книг, папок с картинками или рисунками детей; вывешивание крупных картин, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному - двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог.
28. Словесное фантазирование по музыкальной композиции ( творческие задания для старших дошкольников: придумать сказочные истории на разные темы; мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю).
29. Круговая игра «Дикие животные и их детеныши»
Задание: первый игрок называет какое-либо дикое животное - самца (папу, второй ребенок – маму, третий – детеныша, четвертый называет детенышей во множественном числе.
Заяц-зайчиха-зайчонок-зайчата.
Лис-лиса-лисенок-лисята.
Волк-волчица-волчонок-волчата.
Ёж – ежиха – ежонок – ежата
Барсук – барсучиха – барсучонок – барсучата.
Белка – бельчонок – бельчата.
30. “Оживление” предмета. Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
31. Прием “овеществления” Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т. д.)
32. “Почему так говорят?” (старший дошкольный возраст).
Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их использовании. Педагог предлагает детям отгадать загадки:
Что за дерево стоит
– Ветра нет, а лист дрожит?
Никто не пугает,
А она вся дрожит. ( Ответ: осина.)
Далее педагог выясняет у детей, встречалось ли им когда-нибудь такое интересное выражение: “дрожит, как осиновый лист”. Предлагает вспомнить, когда так говорят, подумать и объяснить, почему так говорят: не кленовый, не березовый, а осиновый.
Педагог подводит детей к выводу: когда встречаются интересные выражения в книгах, в речи окружающих, надо постараться задуматься не только о том, что они означают, но и почему так говорят. Это нужно для того, чтобы в будущем употреблять эти выражения правильно.
Далее воспитатель рассказывает детям историю Незнайки, который пошел в школу веселых человечков: На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился Незнайка. Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые человечки долго смеялись.
Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал Незнайка, и объяснить, почему все смеялись, и как нужно было сказать:
Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.
Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.
Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!
Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.
33. И т. д. (продолжение следует)