Аристархова Ольга
Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Ивановский радиотехнический техникум интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(ФКПОУ «ИвРТТИ» Минтруда России)
Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования.
Аристархова О. А., педагог-психолог, к. пс. н.
Публикация «Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО» размещена в разделах
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: умственный и эмоциональный интеллект, нейробика, уникальный эмоциональный опыт, психологические возможности человека.
Психологическая культура, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств окружающих людей, умение строить отношения с окружающими, уважая их права и отстаивая свои права конструктивным способом – все это относится к необходимым компонентам личности современного человека.
Проблемы здоровья детей с ОВЗ, обеспечение условий их успешной социализации, адаптации и создание равных стартовых возможностей определены как наиболее важные и актуальные в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [1].
Одним из приоритетов развития современного профессионального образования в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ является обеспечение качественного образования в течение всей жизни.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения и реабилитации инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями в профессиональных образовательных организациях это создание специальных условий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования.
Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ в процессе профессионального обучения включает в себя различные направления, такие как: консультирование, психокоррекционная работа, психологическое сопровождение, психодиагностика для определения маршрута психологической реабилитации, психологическое просвещение, развитие коммуникативных навыков, которые влияют на улучшение психофизического состояния студентов и успеха их интеграции в обществе.
Одной из важнейших педагогических задач нашего техникума является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению.
На этом этапе проводится психодиагностическое обследование всех групп первокурсников с целью выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к новой образовательной и социальной среде. В своей работе мы используем следующие диагностические методики: Г. Айзенка «Самооценки психических состояний», «Самооценка психологической адаптивности», «Шкала тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина», методика по определению ведущего способа восприятия информации диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к техникуму", тесты по определению развития волевых и коммуникативных качеств.
Результаты диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов и создать положительную установку студентов на дальнейшее обучение, повысить их мотивированность, заинтересованность, настроить на достижение успеха.
Студенты с ОВЗ и инвалидностью должны приспособиться к этому миру на своих условиях, с учетом их возможностей, но это не избавляет их от того, чтобы познать себя, свои психологические ресурсы : развивать умение учиться, разбираться в своих эмоциях, желаниях.
Психолого-педагогическая служба РТТИ создает условия для нахождения и развития такого ресурса обучающихся, как психологические возможности человека.
В техникуме разработаны и действуют программы по развитию мыслительных операций «Нейробика», программа самопознания и развития эмоционального интеллекта «Уникальный опыт».
В условиях пандемии и дистанционного обучения появилось два главных вопроса: как самоорганизоваться и управлять своими эмоциями. Оказалось, что навык умения учиться, развит, далеко не у всех студентов.
Программа «Нейробика», включат диагностику развития мыслительных операций: аналогии, классификация, обобщения. По итогам диагностики мыслительных операций у студентов, меньше всего развито умение обобщать. Лучше удается - проведение аналогий. Программа состояла из 10 занятий. Тренировка навыков обобщать, проводить аналогии, классифицировать проходила с учетом понятий профессии радиомеханика. Для успешного освоения материала, студенты составляли интеллект – карты.
Нейробика – это развитие интеллекта другим, не традиционным способом для стимуляции развития нейронной сети. Например: ярмарка идей использования профессии радиомеханика в других профессиях, или применение нейрографики в поиске ответов на личностные вопросы. У подавляющего числа студентов положительная динамика развития мыслительных операций после годичный программы ее осуществления.
Для стабилизации эмоциональной сферы разработана программа по развитию эмоционального интеллекта «Уникальный опыт». ЭИ в концепции Н. Холла включает в себя следующие составляющие: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию, понимание эмоций других людей. Результатом развития ЭИ является: умение распознавать эмоцию, установить какую эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти ей словесное выражение, понимать причины, вызывающие данную эмоцию и следствие к которым она приведет.
Учитывая особенности студентов с ОВЗ и инвалидов : нестабильную самооценку, потребность в коллективе и найти более здоровый коллектив, переполненность не проработанными эмоциями, чувство взрослости и отказ от ответственности, программа составлена как коррекционно-развивающая.
Коррекционной, потому что требует исправления некоторых недостатков, например: повышенного уровня эгоизма, агрессивности. Развивающей программой, потому, что способствует направленному повышению уровня контроля интенсивности эмоций, нахождение словесного выражения их и тд.
На данный период времени проведено три этапа программы:
-диагностика эмоционального интеллекта способом теста Н. Холла «Оценка эмоционального состояния»; цель – определение уровня ЭИ;
-просветительский модуль «Эмоции как способ познания мира», форма осуществления – «марафон эмоций»; цель –знакомство с миром эмоций;
-развивающий модуль включает визуально-музыкальную терапию «Гармония», форма реализации –визуальная и музыкотерапия с помощью акустической кровати –тренажера «Гармония»; цель – снижения высокого уровня тревожности;
Промежуточные результаты:
1. По итогам диагностики, у студентов данной выборки ЭИ равен среднему показателю, ближе к границе низкого уровня. Низкий уровень имеют 43% студентов, 36% имеют средний уровень и 21% -высокий. Самым слабым местом из всех показателей ЭИ является «умение управлять эмоциями». Лучше всего развита самомотивация. Эмпатия и распознавание эмоций других – средний уровень. Самым высоким показателем – эмоциональная осведомленность. Если сравнивать результаты диагностики умственного интеллекта и эмоционального, то умственный интеллект у студентов нашего техникума выше эмоционального. Данное расхождение связано с тем, что на развитие «УИ» работает вся система образования, развитие «ЭИ» недооценивается ни в культуре, ни в образовании.
2. Марафон эмоций вскрыл глубинные психологические защиты подростков, юношей и девушек от изучения своего внутреннего мира. Они, как черепахи в своем панцире, редко высовуют голову, чтобы соотнести свои эмоции с эмоциями других. В рефлексии упражнений на вопрос: «Что чувствовал?», отвечают: «Нормально, или хорошо, или не знаю». Более откровенны в проективных методиках «Нарисуй свое чувство». И тут открывается интересный уникальный мир. Например: «Испытываю чувство коммунизма – это когда всем плохо», «Испытываю чувство взрослости – это когда одновременно необходимо решать сто вопросов», «Испытываю эмоцию восторга и блаженства, это когда и погода хорошая, и стипендия пришла и еще и влюбился». Поэтому, снятие неадекватных психологических защит, которые мешают видеть реальность не традиционными методами способствует развитию реабилитации и адаптации студентов.
3. До прохождения музыкальной психотерапии 12 человек переживали отрицательные эмоции, 8ч. – оставались равнодушными. После прохождения –положительные эмоции испытали 18ч., остались равнодушными -2ч. Свое состояние студенты после музыкальной терапии описали метафорами-ассоциациями: «Неожиданная радость», «Летнее деревенское утро», «Рассвет», «Ленивец», «Весна» и др. Те участники программы, что не смогли изменить свое эмоциональное состояние к лучшему, испытывают сопротивление к вмешательству психолога в их внутренний мир и согласились на участие в программе из-за вежливости. Уменьшение тревоги отмечено у половины участников программы.
Опыт работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью позволяет сделать вывод, что эффективность психолого-педагогических практик в области развития умственного и эмоционального интеллекта значительно заметнее, благодаря нестандартным приемам, упражнениям, которые снимают психологические защиты и помогают студенту самому проникнуть в свой уникальный внутренний мир, познакомиться с ним и поставить на службу своей адаптации в обществе. В конечном счете, самопознание и самопринятие, исцеляет душу человека значительно лучше и независимо от принятия и или непринятия других.
Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями в профессиональных образовательных организациях позволяют создать психологически комфортные условия для эмоционально-личностной сферы, развития познавательных процессов у обучающихся и создают условия для их социализации в обществе.
Литература:
1. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа https://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml
2. Рудакова, В. Ю. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО / В. Ю. Рудакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 243-244. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6395/ ( дата обращения: 16.10.2020).
3. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. М. 1984.-с. 25-30.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он значит более, чем IQ.
5. ООО «Манн, Иванов и Фербер. 2018,-с. 9-10.
6. Дехтяр И. Г. Психотерапевтические мишени в психотерапии. Ростов – на-Дону:Минитайп,2005.-с. 29,с-37.
7. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. М. 1995,с. 14.