Татьяна Петровна Иванова
Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время значительно увеличилось количество детей с нарушением речи и связано это с поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Многие дети не могут правильно произносить звуки, а иногда и при правильном произношении в простых словах бывает смешение близких по звучанию звуков. Поэтому работа над звукопроизношением требует особого подхода и желательно развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться, чтобы дыхательный, голосовой и артикуляционно-резонаторный аппараты могли совокупно координировать.
Публикация «Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах
Всем известно влияние музыки и пения на развитие речи детей, особенно детей с речевыми нарушениями. В детских садах, где созданы группы компенсирующей направленности, есть музыкальные занятия, что дает возможность проводить логоритмические занятия и больше уделять внимания ритму, темпу, мелодике речи. Это очень помогает учителю-логопеду в коррекционной работе. В своей работе мы с музыкальным руководителем стараемся находить такие точки соприкосновения, которые помогают закрепить или развить у ребенка с проблемами речи те навыки, которые нам нужны для более качественного коррекционного воздействия. Чтобы решить проблему и осуществить эту задачу мы решили подобрать упражнения и разнообразные распевки, которые могут позволить эффективно координировать систему в речеобразовании, а также добиться развития речи в целом с помощью музыки.
Интеграция образовательных областей «художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие» и коррекционного воздействия проходит в следующих направлениях:
1. Логопедические распевки на музыкальных занятиях :
При пении, а особенно при пропевании гласных звуков дети поют крикливо, иногда зажимают челюсть, что очень мешает пению. И чтобы выравнить детский тембр, улучшить звучание голоса и добиться спокойного, лёгкого пения мы обратились к логопедическим распевкам.
Логопедические распевки- это маленькие песенки или короткие стишки –чистоговорки для пропевания. Построены, они на коротких повторяющихся мелодиях, что очень легко запоминаются детям. Разучивая логопедические распевки, мы учим детей выполнять их в сопровождении звучащих жестов, под звуки шумовых инструментов и широко используем пальчиковую гимнастику. При помощи них закрепляются правильное произношение звуков, развивается речь, чувство ритма, темп, и координация речи с движением и музыкой.
Повторяем и закрепляем мелодию распевок мы в разделе пения на музыкальных занятиях в качестве подготовки певческого аппарата к пению песен. Тексты распевок очень интересны, они у вызывают детей весёлое настроение, интерес, эмоционально впечатляют. С помощью них у детей пропадают комплексы и легче преодолеваются речевые нарушения.
2. Элементы музыкальной деятельности на логопедических занятиях :
На логопедических занятиях используется опыт учителя – логопеда и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики проводим музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Используются для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог).
Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.
3. Организация театрализованной деятельности в детском саду :
Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Музыкальному руководителю и учителю – логопеду следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.
Примеры распевок :
У-у-у-губы хоботком тяну.
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-песенку тяни.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ом- ом- ом - мы гулять идем.
Да-да-да - буду строить города.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Ра-ра-ра-ра
Началась наша игра
Ру-ру-ру-ру
Встретили мы кенгуру
Ри-ри-ри-ри
Ничего не говори
Рю-рю-рю-рю
Не опасно, говорю! Са-са-са-са
Вот какие чудеса!
Су-су-су-су
Очутились мы в лесу
Се-се-се-се
Побежали мы к лисе
Сы-сы-сы-сы
Много рыжих пятен у лисы!
Ша-ша-ша-ша
Вместе мы у шалаша
Шу-шу-шу-шу
Вещи я свои сушу
Ше-ше-ше-ше
Мама наша в шалаше
Ши-ши-ши-ши
Повторяй, но не спеши! Жа-жа-жа-жа
На дороге лужа
Же-же-же-же
Вода холодная в луже
Жу-жу-жу-жу
Я не наступлю на лужу
Жи-жи-жи-жи
Не промокну я от лужи
Ху-ху-ху-ху
Мама сварила уху
Ха-ха-ха-ха
Ох, и хороша уха!
Хи-хи-хи-хи
Дети все хотят ухи
Хе-хе-хе-хе
Много рыбы в ухе Чу-чу-чу-чу
Зайка спешит к врачу
Ча-ча-ча-ча
Зайка сидит у врача
Чи-чи-чи-чи
Все хорошие врачи
Че-че-че-че
Белый халат на враче
Уже давно доказано, что музыка эмоционально действует на ребёнка, привлекая его к активности. Ведь с помощью музыки формируется у детей чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память, слуховое внимание и общая моторика.
Устраняя у детей нарушенные речевые навыки с помощью логопедических распевок, которые мы используем в совместной деятельности, развиваются певческие навыки, дыхание, дети выразительнее исполняют мелодию, ритмично выполняют движения под музыку.
А кроме того, у детей пополняется словарь, развивается голос, речь, мимика, а также развиваются мелкая моторика и коммуникативные навыки.
И в заключение хочется отметить, что совместная работа учителя - логопеда и музыкального руководителя необходима и всегда очень актуальна.
Литература:
1. Л. Гавришева, Н. Нищева Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. Год: 2009 Издательство: Детство-пресс
2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Касицина М. А., Бородина И. Г. «Коррекционная ритмика» - М. : Издательство ГНОМ и Д,