Рыгунова Куннэй Викторовна
Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Рыгунова Куннэй Викторовна
учитель-логопед МБДОУ
Детский сад №14 «Журавлик»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация: статья посвящена проблемам выявления и развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Автор выявила положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие коммуникативных навыков, сюжетно ролевая игра.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [3].
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
За короткий период раннего и дошкольного детства, как отмечают И. В. Дубровина, М. И. Лисина, ребенок овладевает тремя типами общения: эмоциональное общение, общение на основе понимания, общение на основе речи [2].
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Опытно экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР проводилась на безе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 12 детей дошкольного возраста с ОНР: 6 детей составили контрольную группу и 6 детей - экспериментальную группу.
На данном этапе мною поставлена цель: определить уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методики для выявления уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
2. Разработать диагностический комплекс и провести обследования.
3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод о степени сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Исходя из цели и задач исследования, был подобран адекватный диагностический инструментарий:
Методика №1. «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [5].
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Методика № 2 «Диагностические ситуации» (Галигузова Л. Н.) [1].
Ситуация 1. «Пассивный взрослый»
Цель: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение с взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное или ситуативно-личностное); определение уровня инициативности ребенка в общении.
Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым».
Цель: выявление уровня ситуативно делового общения ребенка со взрослым, активной и пассивной речи ребенка.
Ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок»
Цель: выявление уровня развития внеситуативно познавательного общения и речи ребенка.
Методика №3 «Интервью» (Дыбина О. В.) [4].
Цель: выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно сформированы. Это послужило основанием для разработки содержания экспериментальной работы на формирующем этапе.
Целью программы являлось развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно ролевых игр.
Задачами программы выступали:
1. Формирование умения вступать в контакт у детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Повышение активности и инициативности в общении со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование навыков реагирования на поведение партнера по общению.
4. Повышение речевой активности детей в общении.
5. Формирование навыков использования различных средств общения.
Экспериментальная работа проводилась с детьми дошкольного возраста с ОНР экспериментальной группы. Организация экспериментальной работы осуществлялась 2 3 раза в неделю. Проведение сюжетно ролевых игр осуществлялось как в первой, так и во второй половине дня в зависимости от сетки занятий в данной группе.
Реализация программы осуществлялась поэтапно. Всего мною было выделено три этапа работы (подготовительный, основной, заключительный) и составлен перспективный план сюжетно ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною была проведена повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе после серии проведённых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков с использованием сюжетно-ролевых игр улучшились показатели и значительно обогнали контрольную группу. Значит, гипотеза исследования полностью подтвердилась, коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр будет эффективной, если:
- систематически использовать сюжетно ролевые игры в соответствии с возрастом и уровнем развития речи дошкольников с ОНР;
- в процессе проведения сюжетно ролевых игр создавать проблемные ситуации, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР;
- разработать совместный план коррекционно педагогической работы с воспитателем по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
[i]Список литературы [/b][/i]
1. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития ребенка. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 176 с.
2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 64 с.
5. Цукерман Г. А. Диагностируем коммуникативные УУД: методика Рукавички. – Нижний Новгород, 2013.