Получи документы

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Кочергина Лариса Николаевна
Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Кочергина Лариса Николаевна,

учитель-логопед

частного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 246 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Публикация «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

На сегодняшний день весьма актуальной является проблема эффективного совмещения различных видов деятельности с использованием интегрированного подхода в рамках организованной коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Также, этому поможет совместная работа по поиску межпредметных связей, использование их в дифференцированном обучении и воспитании и использование интегрированного подхода в образовании дошкольников.

Суть интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей. При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении в условиях логопедического пункта мы выстраиваем модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Нами разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию речи, включающие физкультурную и музыкально-ритмическую деятельность детей. Наиболее целесообразно проводить эти занятия как итоговые, на которых закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей, полученные по определенной лексической теме.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по четырем направлениям:

1. Диагностическое.

2. Коррекционно-развивающее.

3. Аналитическое (мониторинг результативности работы).

4. Информационно-консультативное.

При этом, осуществляя взаимодействие, специалистам следует учитывать структуру речевого нарушения, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, а также учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных дошкольниками в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Так, у детей с речевыми недостатками отмечается:

нарушение общей и мелкой моторики,

– заторможенность,

– повышенная утомляемость,

нарушение координации движений,

– отставание в возрастных показаниях физических качеств : силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Основными задачами работы учителя-логопеда являются :

- Обследование воспитанников детского сада и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Основными задачами инструктора по физической культуре являются :

- Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.

- Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхания. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

- Комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.

- Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.

- Развитие общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

- Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.

- Формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.

- Обогащение познавательной сферы.

- Развитие коммуникативной инициативы и активности.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

• Планирование взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре на учебный год.

• Совместный подбор методической литературы, пособий.

• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, спортивных праздников, открытых занятий.

• Составление картотек игр с речевым сопровождением, игр со словом, тематических подвижных игр, и т. д.

• Выступление инструктора по физической культуре на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом и ритмом, выполнения координирующих упражнений, и т. д. для профилактики нарушений речи.

• Использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, считалок, загадок, стихов, скороговорок и др.

Во время интегрированной образовательной деятельности оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по развитию двигательной активности детей, их музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры; а также, соответствующие плану педагогов, специализированные компоненты музыкальной и физкультурной образовательной деятельности.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправлению двигательных нарушений, характерных для детей с недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

В результате совместной интегрированной образовательной деятельности по оценкам педагогов и специалистов ДОУ у детей расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, что подтверждают результаты диагностики.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых, у детей формируются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список используемой литературы:

1. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников : Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М., ТЦ Сфера, 2009

2. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб., 2005

3. Шпигарева О. Н. Занятие с применением интегрированного подхода. – ж. «Логопед» №3, 2014

4. Майер А. А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Управление ДОУ № 6, 2004.

5. Майер А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. – «Сфера», Библиотека журнала "Управление ДОУ", 2013

6. Давлетбаева Е. И. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы» основной общеобразовательной программы. // Электронный ресурс «Вестник педагога», 2016

7. Фомина Д. Взаимодействие логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО. Международный образовательный портал maam.ru

Публикации по теме:

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Образовательная область: «Физическая культура» и «Дефектология». Интеграция: «Познание», «Социализация». Задачи: формирование у детей.

Конспект занятия «Взаимодействие инструктора по физическому развитию и учителя-логопеда в ДОУ» «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию.

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному.

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возраста ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного.

Эффективное общение и взаимодействие с дошкольниками Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является условием правильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 17:29
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Кочергина Лариса Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД