Кочергина Лариса Николаевна
Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Кочергина Лариса Николаевна,
учитель-логопед
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 246 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Публикация «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На сегодняшний день весьма актуальной является проблема эффективного совмещения различных видов деятельности с использованием интегрированного подхода в рамках организованной коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Также, этому поможет совместная работа по поиску межпредметных связей, использование их в дифференцированном обучении и воспитании и использование интегрированного подхода в образовании дошкольников.
Суть интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей. При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении в условиях логопедического пункта мы выстраиваем модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Нами разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию речи, включающие физкультурную и музыкально-ритмическую деятельность детей. Наиболее целесообразно проводить эти занятия как итоговые, на которых закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей, полученные по определенной лексической теме.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по четырем направлениям:
1. Диагностическое.
2. Коррекционно-развивающее.
3. Аналитическое (мониторинг результативности работы).
4. Информационно-консультативное.
При этом, осуществляя взаимодействие, специалистам следует учитывать структуру речевого нарушения, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, а также учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных дошкольниками в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
Так, у детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации движений,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств : силы, скорости, ловкости.
Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.
Основными задачами работы учителя-логопеда являются :
- Обследование воспитанников детского сада и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Основными задачами инструктора по физической культуре являются :
- Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.
- Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхания. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
- Комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.
- Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.
- Развитие общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.
- Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.
- Формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.
- Обогащение познавательной сферы.
- Развитие коммуникативной инициативы и активности.
Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
• Планирование взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре на учебный год.
• Совместный подбор методической литературы, пособий.
• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, спортивных праздников, открытых занятий.
• Составление картотек игр с речевым сопровождением, игр со словом, тематических подвижных игр, и т. д.
• Выступление инструктора по физической культуре на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом и ритмом, выполнения координирующих упражнений, и т. д. для профилактики нарушений речи.
• Использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, считалок, загадок, стихов, скороговорок и др.
Во время интегрированной образовательной деятельности оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по развитию двигательной активности детей, их музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры; а также, соответствующие плану педагогов, специализированные компоненты музыкальной и физкультурной образовательной деятельности.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправлению двигательных нарушений, характерных для детей с недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
В результате совместной интегрированной образовательной деятельности по оценкам педагогов и специалистов ДОУ у детей расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, что подтверждают результаты диагностики.
Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых, у детей формируются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список используемой литературы:
1. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников : Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М., ТЦ Сфера, 2009
2. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб., 2005
3. Шпигарева О. Н. Занятие с применением интегрированного подхода. – ж. «Логопед» №3, 2014
4. Майер А. А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Управление ДОУ № 6, 2004.
5. Майер А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. – «Сфера», Библиотека журнала "Управление ДОУ", 2013
6. Давлетбаева Е. И. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы» основной общеобразовательной программы. // Электронный ресурс «Вестник педагога», 2016
7. Фомина Д. Взаимодействие логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО. Международный образовательный портал maam.ru