Сучкова Анастасия Евгеньевна
Конспект занятия «Взаимодействие инструктора по физическому развитию и учителя-логопеда в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию
в работе по коррекции произносительной стороны речи
и развитию основных движений детей
на учебный период 2018-2019 г.»
Подготовила:
инструктор по ФИЗО
МБДОУ «Детского сада № 53
«Яблонька»г. Димитровграда
Ульяновской области
Сучкова А. Е.
Цель: Совершенствовать знания учителя-логопеда о постоянном взаимодействии инструктора по ФИЗО по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Взаимодействие инструктора по физическому развитию и учителя-логопеда в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
1. Совершенствовать знания по подготовке детей и проведения ноод по физическому развитию.
2. Познакомить логопеда с требованиями к совместной работе по вопросам физического развития.
3. Вызвать желание постоянного сотрудничества узких специалистов с инструктором по ФИЗО в ДОУ.
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада в 2018– 2019 учебном году является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателями, узкими специалистами и инструктором по физическому развитию.
Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обя-занностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач:
• общей физической подготовки детей;
• двигательной реабилитации;
• развитие речевых навыков.
Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребенка поэтому действия их должны быть согласованы между собой.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении проводится совместная работа инструктора по физическому развитию с учителем-логопедом по закреплению отработанных знаний и умений в виде развлечений, игр – путешествий, объединенных одним сюжетом, которые проводятся 1 раз в квартал с детьми компенсирующей группы. Работа проводится в игровой форме с группой детей по 6-8 человек.
При планировании совместной работы мы учитываем цели и задачи формирования двигательно - речевых навыков.
Целью проведения такой совместной работы являются:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие пространственной ориентации;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• развитие координации речи с движением;
• развитие речи у детей.
В совместной работе мы решили использовать следующие виды деятельности:
Общеразвивающие упражнения позволяющие укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речевого аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития «ручной умелости», стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.
Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала.
Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Двигательно-речевые игры. Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие, Важно, чтобы было, кого и что показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Таким образом, решаются следующие задачи:
• коррекция звукопроизношения;
• упражнение детей в основных движениях;
• становление координации общей моторики;
• умение согласовывать слово и жест;
• воспитание умения работать сообща.
Так, логопед, использует двигательно-речевые игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение. Инструктор по ФИЗО, работая над определённым основным движением, знает, какой звук он может закрепить. Соответственно в каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое - то основное движение, определенное программой.
Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Буратино» ( основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). При автоматизации звука «Ж» - игра «Ёжик» (основное движение – бег с ускорением темпа).
Автоматизируя звук «Ш» - «Вот лягушка по дорожке» ( основное движение: прыжки, ноги врозь). При закреплении звука «Л» или дифференциации звуков «Р-Л» - игра «Пугало» (упражнение в равновесии, прыжки на одной ноге с продвижением вперёд, «Уж» - (ползание) и т. д.
Так же используем игры с мячом на развитие речевых навыков.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.
Общая моторика:
• Развитие координации движения;
• Специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическаягимнастика, артикуляционные движения).
Дыхательная гимнастика
• Укрепление опорно-двигательного аппарата;
• Развитие физических способностей.
Точечный Массаж
• Оздоровительный;
• Специальный.
Закаливание (в режиме дня)
Игра как закрепление правильного произношения
• Наглядный материал в играх;
• Физкультминутки;
• Расширение и обогащение лексического запаса в игре.
Задачи коррекционной работы:
• Дифференциация носового и ротового дыхания.
• Развитие мышечных движений (жевание, улыбка, радость, грусть.)
• Развитие слухового внимания.
• Развитие артикуляционных движений.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие общей координации.
• Развитие координации между движением и словом.
• Развитие динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение).
Благодаря такой физической деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребенка, развивается фонематический слух, присутствие двигательной активности способствует развитию общей и мелкой моторики.
Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Физическое развитие» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива.