Елена Носко
Опыт работы «Эффективные формы работы с детьми по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе по развитию речи детей я использую художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, театрализованную деятельность. Словесные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка. Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д. Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы. Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. Пальчиковым играм, логоритмике я так же уделяю время, как в свободной деятельности, так и на занятиях. Для формирования диалогической речи я использую различные театры (шапочки, настольный, мелкие игрушки). В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей. Формы и методы работы : режимные моменты; занимательная и игровая деятельность детей; дидактические игры; продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация); театрализованная деятельность; творческая музыкальная деятельность на развлечениях и праздниках; свободная самостоятельная детская деятельность. воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: в организованной образовательной деятельности; в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни; в проведении режимных моментов. Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения: одевая детей на прогулку, раздевая после прогулки и перед сном, умывание, наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные знания и представления, активизируется речь детей. Например, когда дети одеваются на прогулку, рассказываю обо всем, что они надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Максима черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Артёма ботинки со шнурками и т. д. С детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из какого материала, поиграть в игры «Что лишнее», «Придумай слово с заданным словом» и т. д. Во время умывания беседую о том, что дети моют, чем, какая вода, какое мыло и т. д. Во всех ситуациях учитываю индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задаю вопросы.