МААМ-картинки

Звуковая сторона слова в общеречевом развитии детей дошкольного возраста

Провкина Татьяна Михайловна
Звуковая сторона слова в общеречевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль принадлежит взрослому (родителю, педагогу, воспитателю, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску;

Публикация «Звуковая сторона слова в общеречевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос матери и других близких, осуществляющих уход за ним. К трем месяцам при появлении матери, восприятии ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебирать ножками, гулить. Это состояние психологи образно назвали «комплексом оживления».

К шести месяцам под влиянием общения со взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонетический слух (различение звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого:

«ааа-гуу», «ба-ба-ба», «да-да-да». Освоение звучащей материи языка в общении со взрослыми имеет для маленького человека очень большое значение. В присутствии взрослого малыш гулит, всем поведением привлекая к себе внимание; звучащая речь вытесняет все остальные впечатления.

В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова : «мама», «папа», «баба», «деда», «биби». Но это еще не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Взрослые повторяют произнесенные ребенком звуки (фонетически исправленные, привлекая внимание ребенка к соответствующему человеку, предмету. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. Значения слов у детей не такие, как у взрослых. Например, слово «кар» для ребенка может значить и «ворона», и «птица», и «вертолет», а слово «часы» – только конкретные настенные часы, которые висят в его комнате.

Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, на знания о назначении предметов, а также на понимание мимики и жестов взрослого, интонации речи. Если малышу сказать самые приятные слова сердитым голосом, он заплачет. И наоборот, улыбнется, слыша ласковый голос, если даже взрослый будет произносить совсем невеселые слова. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова : «ляля», «биби», «коко». Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослым. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова : его звуковым и слоговым составом, ударением.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка : он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это - период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.).

Дошкольник действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.

В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных слов, накопленных в детском опыте. Но самостоятельно переключить свое внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово перед ними выступает, прежде всего, со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно для них звуковое различие слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова.

Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность.

В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре (звуковой, слоговой, о звучащем слове – единице языка.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен (интонация одобрения и неодобрения, на ритм, звучание слов. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправильность произношения звуков в словах своих сверстников, делает попытки исправить их («Не «таша», а «каша», т. е. ему становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.

В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.

Важность наблюдений над звуковой стороной слова (шире – речи) для овладения родным языком, развития культуры речи трудно переоценить.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой деятельности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической). Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечает оттенки значений слова, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками. В результате он постигает больше того, что получил в процессе непосредственной образовательной деятельности. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

Публикации по теме:

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.

Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Дидактическая игра по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу словаДидактическая игра по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова Сегодня вашему вниманию я представлю ещё одну игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНРФормирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возрастаИспользование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад.

Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация логопеда для воспитателей 1 и 2 младших групп детского сада. Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста. Речь.

Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно,.

План работы факультатива «Мастерская слова «Глаголики» для детей среднего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад «Классика» «Утверждаю» Заместитель директора по.

Родительское собрание «Роль игр в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Тема: ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Направление: Познавательно – речевое Область: Коммуникация. Познание. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая сторона слова в общеречевом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 23:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая сторона слова в общеречевом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Провкина Татьяна Михайловна (УИ 385683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД