Эльвира Урусова
Взаимосвязь музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрим целесообразность этой взаимосвязи в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Дошкольный период - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.
Публикация «Взаимосвязь музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
Участие в исполнении музыкальных произведений : пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры - наиболее естественные для ребенка способы общения с музыкальным искусством.
Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Музыкально-исполнительская деятельность детей - это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа. Вне зависимости от вида исполнительской деятельности успешность исполнения будет зависеть от того, насколько ребенок свободен в умениях понимать и интерпретировать художественный образ.
Только если ребенок чувствует и понимает тот характер, который он хочет передать в пении или движении, его исполнение обретает черты индивидуальной интерпретации. Только при сравнении имеющегося личного эмоционально-чувственного опыта с характером музыкального произведения начинается интерпретация музыкального образа, что делает исполнение дошкольника выразительным. Музыкально-исполнительская деятельность детей - это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями.
Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются : музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии; целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Уникальность двигательных реакций на музыку у дошкольника обусловлена также временным характером музыкального искусства. Изменяя характер движений вслед за меняющимся характером звучащего произведения, ребенок накапливает опыт взаимодействия с музыкой.
Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства : жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т. д.); характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); средства музыкальной выразительности - в первую очередь ритм и метр; музыкальную форму (2- и 3-частная).
Важнейшим условием развития музыкально-ритмических умений является соблюдение педагогом приоритета музыки по отношению к движению. Только в том случае, если музыка полноценно воспринимается, переживается ребенком, если он учится вслушиваться в нюансировку музыкального произведения, возможны естественные, совпадающие с характером музыки двигательные реакции.
Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных способностей.
Музыкально-игровая деятельность. Детские игры, в которых звучит музыка, могут подразделяться на сюжетные (игры-драматизации, игры - сказки, хороводные игры, игры-оперы) и бессюжетные (игры с правилами, музыкально-дидактические игры). Выбираются игры в соответствии с задачами развития музыкального исполнительства.
Музыкально-исполнительская деятельность детей - это творческая деятельность.
В исполнительстве процесс творчества возможен только при условии, если в деятельности ребенка интегрируются как общие, так и специальные исполнительские умения. Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. С удовольствием выполняет творческие задания (придумать и доиграть конец песенки, продумывает какими наиболее яркими чертами показать музыкальные образы.
Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей. Сочиняя, придумывая, изображая - ребенок берется за любые темы.
Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному у одних - хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, у четвертых-неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке.
Каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало.
Полноценное исполнение песни или танца возможно тогда, когда ребенок:
- воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии общих исполнительских умений;
- осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений.
В этом случае можно говорить о выразительности исполнения музыки : живом, ярком отражении настроения, переживания, характера музыкального образа. В соотношениях выразительности исполнения и техники исполнения возможна целостность в том случае, если музыкальный образ понимается ребенком на уровне эмоционального переживания характера этого образа.
Таким образом, детскую исполнительскую деятельность можно рассматривать как целостность выразительности и техники исполнения.
Ребёнок исполнитель - это дошкольник, который любит солировать в пении или танце, любит выступать на праздничных утренниках. Все дети в дошкольном возрасте являются исполнителями. Ведь деятельностное включение в сферу музыкального искусства - это естественные проявления ребенка, активно действующего даже в процессе слушания музыки. Дети любят петь, двигаться под музыку, извлекать звуки из музыкальных инструментов.
Проявления музыкальных способности ребенка-исполнителя выражается в : эмоциональном «проживании» музыкального образа;
склонности к поискам средств выразительности в собственной интерпретации музыкального образа; наличии специальных музыкальных способностей, в частности хорошо развитого чувства ритма, предполагающего успешность ребенка в музыкально-ритмической деятельности (например, участие в шумовом оркестре). А также в особенностях певческих умений.
В работе с детьми можно встретить чрезвычайно яркие примеры раннего успешного инструментального исполнительства. Это так называемые дети-вундеркинды, дети, которые обладают особыми музыкальными способностями и опровергают все нормативные представления о возможностях дошкольника. Развитие такого ребенка должно находиться в бережных руках педагога-профессионала. Задача педагогов детского сада в этом случае - помочь родителям сориентироваться в возможностях получения ребенком специального музыкального образования.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Первый показатель муз творчества - это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества.
Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.
Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры - является естественным природе ребенка способом общения с музыкой. Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.
В песенном творчестве успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, умение петь чисто и выразительно. Хоровое пение объединеняет детей. Создает условия для их эмоционального музыкального общения. А. Ветлугина определяет песенное творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности.
Детское танцевальное творчество можно разделить на исполнительское и композиционное.
Детское композиционное творчество в танце - это создание новых танцевальных образов, которые являются более или менее завершенными танцевальными композициями. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам, дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на музыку. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным, прежде всего себе. Этому помогают специальные упражнения, этюды, игры-превращения, инсценировки. Творчество в танце у детей проявляется в : умении комбинировать знакомые элементы танца; создавать новые движения; придумывать собственный танец.
Игра на детских инструментах - еще один вид детской исполнительской деятельности, который привлекает дошкольника. Овладение элементарными навыками игры на инструментах обеспечивает успешное инструментальное творчество. Дети стремятся к самостоятельному музицированию, к выполнению творческих заданий.
Условием детского музыкального творчества - является накопление опыта исполнительства, выразительности и мастерства, накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Успешность в решении этих задач зависит от согласованных действий воспитателя, который обеспечивает условия становления общих исполнительских умений и музыкального руководителя, чья деятельность связана с для развитием музыкальных способностей, формированием специальных умений : пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах.